15 лучших онлайн-тестов на профориентацию для взрослых и подростков
Содержание:
- Моя методика работы
- ПрофГид
- Навигатор поступления
- Online Test Pad
- PsyTests
- PROFchoice
- Поступи онлайн
- Тест на определение профориентации – Testometrika
- Тесты в помощь
- Что же делать?
- Можно ли выбрать (и главное — получить) профессию по душе
- Почему именно тесты по профессиональной ориентации
- Поступление в «случайный» вуз — следствие проблемы профориентации
- Онлайн-школы, где можно получить профессию будущего
- Диагностика социально-психологических установок личности – Профориентация
- Профконсультирование
- Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле
- Профессии будущего
- «Мне нравится то, на чём сложно заработать»
- В профориентационной работе можно выделить несколько основных направлений:
- Типичные ошибки выбора профессии
- Анализ профориентации
- Навыки, которые нужно развивать уже сейчас
- Профориентационные проекты
- Сферы интересов – Учеба.ру
- Шаг первый. Определяем нужное направление
- Подведем итоги
Моя методика работы
Лучше, чем тест
Во время консультации я НЕ прошу вас пройти тест. Потому что тест не учитывает вашу
индивидуальность:
он не слышит вашего голоса, не чувствует вашей реакции, он не сочувствует вам, он не гибкий и не
творческий.
В отличие от теста я могу глубоко копать в определённом месте,
где и лежит ваше настоящее сокровище (глубоко запрятанный интерес или способность) и не
успокоюсь до тех пор,
пока не будет ясно — что это за сокровище. А потом мы вместе решаем, что с этим интересом можно
сделать,
в какой профессии его можно применить и в какой мере.
Тесту вы не можете возражать. А мне можете. И мне ваши возражения нужны, как фонарь во тьме.
Именно они нас и ведут по коридору к свету.
Самая подходящая профессия
Благодаря вашим возражениям вырисовывается круг ваших предпочтений и возможностей.
И мы приходим к одной профессии, с которой вы горячо или тепло соглашаетесь.
Конечно, она соответствует и вашим способностям, и вашим жизненным обстоятельствам.
В отличие от теста я реалистична и понимаю, что происходит сегодня в жизни.
Да, мы обоснованно приходим к одной профессии. Ведь у вас нет списка жизней, чтобы испробовать
список профессий.
Экзистенциальная психология + знание современных профессий
Итак, с одной стороны я экзистенциальный психотерапевт, с другой — знаток профессий и рынка труда
и образования.
Поэтому моя профориентация — эффективнее.
Что после консультации?
Вы всегда можете мне позвонить или написать и задать уточняющие вопросы.
Также вы получите материалы по выбранной профессии.
При необходимости мы сделаем вам хорошее резюме и сопроводительное письмо.
Моя и ваша ответственность
Встреча со мной — работа. Серьезная работа ваша и моя. Мы вместе работаем над вашей ситуацией и
вашей профессиональной судьбой. Эта работа потребует от вас бодрости сознания и духа. Потому что
именно вам, в конечном счёте, придется потом трудиться над поставленной целью. Очень надеюсь,
что встреча со мной внесёт вклад в этот громадный труд строительства вашего профессионального
будущего. Если ВЫ НЕ ГОТОВЫ взять на себя ответственность за вашу судьбу и трудиться ради своего
будущего — Вам не ко мне.
ПрофГид
Проходить онлайн-тесты на ресурсе ПрофГид можно, не вводя контактные данные. Доступен объемный список опросников: для выбора конкретных профессиональных направлений, на профориентацию по школьным дисциплинам, по выявлению сильных сторон личности и другие. Продолжительность интернет-тестирований вариативна, результаты рассчитываются автоматически. На сайте подчеркивается, что начинать прохождение профтестов, размещенных на платформе, стоит уже с 7-8 класса.
Смотреть все тесты на сайте
Навигатор поступления
Среди предложений образовательного форума — трехэтапное онлайн-тестирование, итогом которого становится расстановка приоритетов для выбора будущей специальности
Выводится рекомендуемый топ профессий, при этом каждая позиция сопровождается сведениями о зарплатных показателях, характере труда, типовом рабочем графике и компетенциях, на которые неизменно обращают внимание наниматели.
Пройти тест на сайте
.
Online Test Pad
Первые профтесты появились на портале в 2012-м. С годами их количество увеличилось до четырех десятков. Процедура тестирования на Online Test Pad не подразумевает ни оплаты, ни регистрации. Имеются опросники, базирующиеся на методиках известнейших ученых, и мини-исследования, авторство которых принадлежит рекрутмент-агентствам и образовательным центрам. Пользователи, ответившие на комплексы вопросов, могут выставлять оценки сервису.
Смотреть все тесты на сайте
PsyTests
Онлайн-опросник профсклонностей, размещенный на ресурсе, являет собой модификацию методики диагностики литовского психолога Л. Йовайши. Состоит из 24 пунктов, при ответах выбирается один из предлагаемых сервисом вариантов. Достоинство методики — в применении косвенных вопросов, которые позволяют выявлять скрытую мотивацию будущих специалистов.
Пройти тест на сайте
PROFchoice
База, на которой создан интернет-проект, — разработки нескольких научных институтов. Авторство размещенного на сайте варианта экспресс-диагностики характерологических особенностей личности принадлежит Т. Матолиной. Содержит 60 вопросов, отвечать на которые рекомендуется 12-17-летним школьникам. Интерпретация результатов не содержит выводов о конкретных способностях, но позволяет определить черты характера, которые могут упростить выбор карьерного пути, и указывает на способы коррекции «проблемных» личностных качеств.
Пройти тест на сайте
Поступи онлайн
Главная идея разработчиков интернет-ресурса — создать инструменты осознанного выбора будущего сегодняшними старшеклассниками. Среди таких инструментов значатся мини-тесты, которые позволят определить подходящую специальность, исходя, например, из отношения к школьным предметам. В результатах указываются не только возможные профнаправления, но и отмечаются конкретные заведения, где обучают по соответствующим программам.
Смотреть все тесты на сайте
Психологи и педагоги утверждают, что подобные онлайн-опросы желательно проходить ежегодно
Особенно если речь идет о подростках: интересы молодых людей могут в короткий срок кардинально меняться, поэтому важно не упустить шанс вовремя скорректировать план подготовки.
Тест на определение профориентации – Testometrika
Завтрашним студентам предлагается пройти тест на определение профориентации, который можно найти на веб-сервисе Testometrika.
В наши дни профориентации уделяется много внимания: устраиваются мероприятия для школьников, проводятся классные часы на тему определения будущей сферы деятельности.
Тестирование является комплексной работой над определением индивидуальных особенностей и интересов подростка, а также над выявлением наиболее подходящего вида деятельности. Учитываются все факторы: социальные, психологические, физические и т. д.
По-другому опросник называют тестом Голланда. В нем специальности подразделяются по группам в соответствии с их спецификой. Группы следующие:
- Человек.
- Природа.
- Техника.
- Знаковая система.
- Художественные образы.
После прохождения будет понятно, к какой группе человеку лучше примкнуть и с чем именно работать.
Другие предложения от Testometrika:
- Твоя профориентационная траектория
- Какая работа сделает тебя счастливым
- Какая сфера деятельности вам подходит
- В чем твое истинное призвание
Тесты в помощь
На сегодняшний день определиться с будущей трудовой деятельностью могут помочь различные тесты и методики, разработанные учеными и психологами. Ниже мы поговорим о четырех техниках, успевших доказать свою эффективность.
Тест по соционике
Соционика определяет способности людей, учитывая ряд параметров:
- Рациональность.
- Логика.
- Экстра/интроверсия.
- Этика.
- Интуиция.
В итоге можно узнать, к какому из 16 психотипов принадлежит человек. Исходя их этого уже даются рекомендации по профессиональному ориентированию.
Опросник Голланда
Это тестирование немного схоже с предыдущим. Опросник также делит людей на типы:
- Интеллектуальный.
- Конвенциативный.
- Реалистичный.
- Артистичный.
- Социальный.
- Предприимчивый.
Методика Климова
На основании методики академика Климова составляются тесты, которые просят пройти в каждом Центре занятости нашей страны. Он состоит из 20 вопросов. В результате определяется психотип человека и даются рекомендации по профессии:
- Человек.
- Самореализация.
- Техника.
- Художественный образ.
- Знаковая система.
- Природа.
Исходя из результатов, вы сможете узнать какой у вас талант и в какой деятельности его лучше всего применить.
Матрица выбора профессии
Еще одна эффективная методика со своими преимуществами и недостатками. К первым можно отнести небольшое количество вопросов, достаточно точный результат. Минусом данного исследования часто называют ограниченный выбор рекомендаций.
Что же делать?
Разделить этот огромный пирог профессий на три части:
Недоступные вам профессии.
Если вам больше 25 лет — то некоторые профессии уже не могут стать Вашими. Врач, например, или танцовщик балета, или, например, пилот. В эти профессии надо входить с юности. Значит, вы уже проехали мимо этих профессий.
Профессии, которые вам не нравятся. Вы говорите им НЕТ.
Почему вы говорите этим профессиям НЕТ? А скучно, не интересно. Может, вы и способны это делать (анализировать цифровые ряды), но не хотите. А почему? А потому, что это не позволяет общаться с людьми так много, как вы бы хотели. И не позволяет ходить ногами и видеть интересное.
Профессии, которые вам подходят
Остались профессии, про которые вы не слышали никогда и те профессии, о которых вы знаете и они интересны вам.
Ну, вот вы и закончили делить пирог профессии.
В этом самом месте вам стоит обратиться к консультанту по профессиям, консультанту по профориентации. Больше не к кому. Консультант по профориентации знает все профессии, требования, которые они предъявляют к людям, он психолог, он понимает ваши надежды и страхи и умеет определить, в чем ваша сила, он не только придумает с вами новую профессию, но и распишет вашу жизнь на годы вперед, он услышит все ваши «но», с уважением отнесется к вашим возражениям, он учтет ваши возражения. Возражения ваши ограждают стенами высокими вашу дорогу и создают коридор судьбы. Не больше и не меньше.
Можно ли выбрать (и главное — получить) профессию по душе
Искренний интерес соискателя обычно преобладает в весе над дипломами и другими бумагами. Профессиональные и технические навыки, конечно, важны, однако проактивность, способность самостоятельно организовывать своё время, вовлечённость в процесс и умение строить диалог довольно часто — определяющие качества при приёме на работу, особенно в сфере стартапов. Если стажёр сидит и ждёт, пока ему дадут задачу, и ничего не делает, не учится презентовать себя и свои результаты, не умеет планировать своё время и разбираться в новых программах, в стартапе он надолго не задержится. Базовые офисные программы по типу Trello, Miro, Notion, Jamboard и Google Workplace можно постигать и в рамках организации своей жизни. С этими знаниями и навыком «разобраться в новой программе без готовой инструкции» будет легче начинать свой путь практически в любой сфере.
Недавно у нас был кейс, когда стартап про биотехнологии из Кремниевой долины искал автора на начальную позицию. Главным требованием был искренний интерес к сфере биотехнологий и способность быстро разобраться в новой теме. Среди кандидатов с высшим биологическим образованием, талантливых копирайтеров и ресёрчеров выбрали 18-летнюю девушку, которая недавно окончила школу и с детства увлекалась биологией. Без специального образования и большого опыта, просто благодаря искреннему интересу и энтузиазму она получила это предложение.
Почему именно тесты по профессиональной ориентации
Тесты — один из самых удобных методов диагностики в профориентации. Они направлены на выявление различных психологических характеристик школьника: темперамента, особенностей мышления, коммуникативных способностей, склонностей и профессиональных интересов. Тесты на профориентацию для детей не назовут школьнику конкретную профессию, но смогут определить тип личности и подсказать сферу развития.
Желательно проходить тесты на профориентацию каждый год, потому что в подростковом возрасте интересы часто меняются, порой неожиданно и непредсказуемо. Скорректировать план подготовки к будущей профессии можно в любой момент, главное — желание развиваться.
<<Форма с консультацией>>
Поступление в «случайный» вуз — следствие проблемы профориентации
— Как у современных подростков с пониманием, кем они хотят быть?
— Плохо. Есть такой показатель — готовность к профессиональному самоопределению. Он оценивается по разным критериям. Так вот, исследования, которые проводили мы (да и не только мы), дают все основания предполагать, что 70% школьников этой готовностью не обладают. Они не очень представляют себе рынок труда и то, как устроено профессиональное образование, плохо знают содержание профессий.
Мы замечаем эффект отложенного выбора, когда профессиональное образование выбирают по случайным причинам («Друзья пошли, и я за компанию») либо по желанию родителей, а вот полноценный выбор происходит (если вообще происходит) уже после окончания колледжа или вуза. Хотя в идеале всё должно быть наоборот: сначала молодой человек определяется, зачем ему это образование, и только потом вкладывается в него.
— В чём причина этой проблемы?
— Возможно, в том, что не хватает условий и времени, специально выделенных для профориентации.
— Но ведь профориентация школьников в требования ФГОС?
— Да, считается, что общее среднее образование должно способствовать профессиональному самоопределению. Предполагается, что вот есть, допустим, в школе предмет биология — и помимо знаний непосредственно по биологии ребёнок должен понимать, в каких профессиях она нужна, где применяется. А насколько этот подход реализуется на практике? Пока фрагментарно, к сожалению. Но в эту сторону надо двигаться. Помимо учебных предметов, нужны отдельные специальные занятия, которые помогали бы ребятам с выбором.
— Известно, что порядка 38% россиян работают не по профессии, которой они учились. Как вы считаете, это следствие как раз проблемы профориентации в школьном возрасте?
— Это обусловлено, скорее, суммой причин. Смотрите, сейчас во всём мире профессиональная жизнь удлиняется, люди работают довольно долго по сравнению с тем, как было, например, сто лет назад. При этом динамика изменений существенно увеличилась. Появляются новые технологии — соответственно, какие-то профессии исчезают или видоизменяются, возникают новые. Например, раньше были массовые профессии машинисток и стенографисток, этому учили, это казалось востребованным, а сейчас нужды в них нет.
Так что нет ничего удивительного в том, что человек старше 40 лет за свою трудовую жизнь менял карьеру, может, и не раз. Это нормально. И, выбирая сейчас свой карьерный путь, тоже нужно понимать, что лет через 15, возможно, придётся ещё чему-нибудь поучиться. Может быть, полностью поменять профессию, а может быть, чуть-чуть «дорастить» какой-то новый навык, чтобы стать востребованным специалистом.
Но вот то, что в первый год после окончания вуза работают по специальности только 50% выпускников (по данным наших исследований), это уже серьёзная проблема. Получается, что либо те навыки, которые молодые люди получили в вузе, оказались ненужными рынку труда, либо — да, тут проблема профессионального самоопределения, эти выпускники вообще не знают, почему они выбрали ту или иную специальность.
Фото: страница «Профориентатора» во «ВКонтакте»
— Как вы относитесь к профилизации школьного образования? Может, это ошибка — отправлять ребёнка, например, в физмат- или в химбио-класс, тем самым уменьшая его шансы поступить по окончании школы в гуманитарный вуз, даже если он этого вдруг захочет?
— Расскажу такую шутку. Один директор школы говорил: «Я в школе сделал медицинский профиль, чтобы как можно больше ребят поняли, что медицина — это не их».
Если серьёзно, то к профилизации общего образования я в целом отношусь хорошо. Но вопрос, как это организовано. Нужно ли включать самого ребёнка в процесс выбора такого направления? Да, нужно. Если за него решать, что ему необходимо идти в физико-математический класс, «потому что там образование лучше», отнимая у ребёнка право выбора, то это плохо.
Широкий выбор профилей должен быть, наверное, в классе восьмом. Примерно в это время у ребёнка уже появляется способность к самоопределению. А до этого хорошим пробным инструментом могут быть проектно-исследовательские работы. Здорово, если молодой человек увлечётся чем-то. И нужна системная работа по знакомству детей с тем, как та или иная профессия реально выглядит на практике. Наш центр этим занимаемся в профориентационных лагерях. Это называется «профессиональная проба», и она очень важна как способ профориентации. Подросток в некотором смысле пробует себя в специальности, видит этот путь и дальше принимает для себя решение, хочет он этим заниматься или нет. Тогда он в профессию идёт осознанно.
— А если подростку в итоге вообще ничего не нравится?
Онлайн-школы, где можно получить профессию будущего
«Фоксфорд» — онлайн-школа. После прохождения теста и консультации специалиста ученик обучается по индивидуальному образовательному маршруту. Доступно для экстерната.
«Технополис. Школа современных навыков» — обучение детей и подростков работе с соцсетями, блогингу, дизайну, программированию, финансовой грамотности.
Prime online — можно пройти курс по профориентации и дополнить обучение важными для будущей профессии предметами.
Deti-MBA — обучение основам менеджмента и маркетинга, созданию и реализации стартапов, решению бизнес-кейсов.
Компьютерная академия «ШАГ» — обучение детей программированию, созданию игр, разработке мобильных приложений, диджитал арт и 3D-анимации. Онлайн и офлайн.
Hello World — детская онлайн-школа программирования. В игровой форме дети обучаются созданию игр, языкам программирования и веб-дизайну.
«Академия профессий будущего» — обучение детей и подростков программированию, анимации, видеоблогингу и разработке игр.
Диагностика социально-психологических установок личности – Профориентация
Диагностика социально-психологических установок личности – это онлайн-тест по методу О. Ф. Потемкиной из 80 вопросов, на которые надо дать простой четкий ответ “Да” или “Нет”. Достаточно 10–15 минут, чтобы ответить на все вопросы.
С помощью тестирования выявляется социально-психологическая ориентация на одну из восьми конечных целей:
- Процесс.
- Результат.
- Альтруизм.
- Эгоизм.
- Труд.
- Деньги.
- Свобода.
- Власть.
Если говорить простыми словами, то это перечень того, что в итоге хочет получить человек от своей профессиональной деятельности.
Тестирование подходит для взрослых людей и состоявшихся личностей.
Профконсультирование
Правильно проведенная профориентация увеличит шансы человека на занятие тем видом трудовой деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и доставлять удовольствие и радость. Чтобы этого достичь, вся работа должна вестись опытными специалистами в области психологии и педагогики, работающими в сфере социальных и образовательных структур.
При прохождении тех или иных тестов, важно не забывать, что все результаты носят чисто рекомендательный характер. Не следует пренебрегать профориентацией, так как знатоки своего дела могут помочь не только верно определиться с будущим трудоустройством, но, возможно, откроют абсолютно новые направления и горизонты профессиональной деятельности
Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле
За профориентацию в школах отвечают психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Причем далеко не в каждой школе есть все эти должности. В конкретной российской школе вообще может не быть человека, который помогает школьникам в профессиональном самоопределении, просто потому, что у школы есть более насущные задачи, а ресурсы ограничены.
В российских школах нет единого стандарта, как нужно помочь подростку в выборе профессии и образования, нет утвержденных методик. А что есть в российских школах?
Бывает психодиагностическое или профориентационное тестирование, которое предлагает педагог-психолог. Например, некоторые педагоги дают ссылки на наши , а потом обсуждают со школьниками результаты. В некоторых школах есть уроки профориентации, например, 1 час в неделю. Мы знаем, что такие уроки проводят психологи и педагоги, которые прошли обучение у нас в Центре (Узнать про бесплатные семинары для психологов). Школа может подключиться к региональным или федеральным проектам по профориентации. Подробнее об этих проектах ниже в статье. Некоторые школы в партнерстве с госкомпаниями создают «корпоративные классы» для подготовки будущих специалистов. Например, так делают Алроса, Газпром, Роснефть и т.д. Иногда школы подписывают партнерские договоры с колледжами и работодателями, чтобы учащиеся могли проходить профессиональные пробы. Бывают экскурсии на предприятия и в компании. Школьник может поговорить о выборе с классным руководителем, психологом, педагогом.
Вероятно, только на 2 последние пункта может повлиять сам школьник или родители. Реализация остальных держится на энтузиазме педагогов, психологов и директора школы.
Профессии будущего
Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.
Экономика образования
100 профессий будущего
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:
«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».
Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.
Экономика образования
Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных
Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.
Кирилл Кузнецов:
«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас
Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».
Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.
«Мне нравится то, на чём сложно заработать»
Вам нравится занятие, которое сложно превратить в хорошо оплачиваемую профессию, но хочется попробовать. Если очень хочется, обязательно пробуйте, но параллельно ищите смежную специальность.
Татьяна Соя: «Другой наш клиент в 14 лет мечтал стать актёром. После консультации он стал сниматься в сериалах в массовке, начал этим зарабатывать на карманные расходы, но при этом понял, что достичь успеха и в актёрской профессии не так-то просто. В итоге он решил учиться на юриста, чтобы специализироваться в сфере искусства и культуры, но продолжать пробовать себя в актёрской профессии. Это позволит ему с гарантией заработать денег и реализоваться, а если вдруг повезёт и он станет известным актёром, знание юриспруденции всё равно лишним не будет».
В профориентационной работе можно выделить несколько основных направлений:
- Профессиональное информирование – знакомство людей с многообразием профессий, их формах, требованиям к ним для будущих специалистов и возможностях профессионального роста, а также знакомство с материалами о состоянии рынка труда и образовательных услуг, перспективах их развития;
- Профессиональные пробы (пробы сил) – моделирование определенного вида профессиональной деятельности, как способ более осознанного и обоснованного выбора профессии (например, профориентационные игры в школе, студенческая практика в организациях и на предприятиях, конкурсы профессионального мастерства и т.д.);
- Профессиональное консультирование – вид помощи в выборе профессии, направленный на согласование собственных физических, психологических возможностей, способностей и потребностей человека с многообразием рынка труда;
- Профессиональный отбор – система мероприятий, позволяющих определить пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности (например, профильные экзамены по специальностям, творческие конкурсы, медицинские комиссии для будущих лётчиков и т.д.);
- Профессиональный подбор – выявление лиц, которые по своим индивидуальным особенностям наиболее соответствуют отдельным видам той или иной деятельности в рамках конкретной специальности (например, актёр музыкального театра, кукольного театра, драматического театра, кино).
Типичные ошибки выбора профессии
Существует масса ошибок, которые поджидают практически каждого при выборе будущего трудового пути:
- Ориентирование на степень престижности профессии.
- Давление родителей и других близких людей.
- Учеба в том или ином заведении «за компанию» со своими друзьями.
- Акцент на модные, а не на действительно нужные и востребованные специальности.
Если не учитывать индивидуальные особенности и личные психологические качества, то выбор той или иной профессии однозначно будет ошибочным. Спасти ситуацию поможет например, проведенное заранее тестирование.
Обратите внимание! Интерес к той или иной дисциплине может в будущем сыграть злую шутку
Важно помнить, что любая работа – это комбинация нескольких смежных, а порой и кардинально разных направлений деятельности
Недооценка или наоборот, переоценка своих талантов или возможностей также поведет по неправильному пути и заведет в тупик.
Процесс самоопределения выпускника сложен и тернист без профессиональной помощи
Анализ профориентации
Профориентация важна не только для вас лично и вашего успешного профессионального пути — она важна и для работы всей экономики в целом. Сейчас процесс профориентации в нашей стране оставляет желать лучшего, и в этом можно убедиться хотя бы на примере вопроса о смене профессий.
В прошлом году «Авито Работа» проводил исследование о смене профессий россиянами и выяснил, что больше половины россиян (65%) задумывались об этом хотя бы один раз в жизни. Как показало исследование, наиболее популярные причины смены работы:
- желание больше зарабатывать (63%)
- найти баланс между работой и личной жизнью (28%)
- надоевшая рутина (23%)
- профессиональное выгорание, стресс (21%).
При этом в реальности сменить профессию удалось только 17% задумавших такие перемены.
Говоря о причинах, помешавших им сменить профессию, многие тогда заявили, что отложили этот вопрос для более подходящего момента, треть (33%) не были уверены, что имеют достаточно квалификации, еще треть (33%) назвали в качестве причины страхи перемен и ошибок.
Мы надеемся, что все эти обстоятельства в нынешних условиях больше не играют роли — когда уровень безработицы только по официальным данным вырос в 3,5 раза.
Навыки, которые нужно развивать уже сейчас
Даже если вам кажется, что эти предметы вам точно вам не пригодятся, не забрасывайте их. Точные науки учат думать, анализировать, выявлять закономерности, развивают системное мышление.
Изучайте английский язык
В школе полезно выучить два или три языка– это расширит ваши карьерные перспективы. Сейчас хорошо развиты международные связи, на российском рынке работают иностранные компании, куда берут только с достаточным знанием языка.
Развивайте креативность и воображение
Нестандартное мышление – это навык, который можно прокачать так же, как и любой другой, если постоянно тренироваться.
Татьяна Соя: «Каждый день перед началом занятий делайте разминку для мозга – возьмите любой предмет и придумайте сто способов его применения. Например, канцелярская скрепка, как можно её использовать? Как скрепку, как вешалку, как острый предмет. Первые 10 идей приходят легко, а потом возникает ощущение, что больше придумать уже невозможно. Не останавливайтесь и ищите новые варианты, как раз в этот момент и начинает развиваться воображение».
Учитесь красиво говорить
Если вы хотите сделать карьеру и занимать руководящую должность, вам обязательно понадобятся навыки общения с людьми и умение говорить публично.
Татьяна Соя: «Для развития коммуникативных навыков очень полезно начинать работать уже в 14-16 лет. Даже если вы будете раздавать рекламу или подрабатывать курьером, вам в любом случае придётся общаться с работодателями и клиентами самому или наблюдать за тем, как это делают взрослые и компетентные сотрудники. Такой опыт обязательно будет полезен».
Начинайте работать как можно раньше
Подработки в школьном возрасте не только развивают коммуникативные навыки, но и дают возможность получить представление о разных профессиях. Даже если вы просто раздаёте рекламу, вы бываете в офисе компании и получаете возможность наблюдать за реальной трудовой деятельностью. Вас может заинтересовать какая-то конкретная специальность. Или наоборот, вы поймёте, что это не ваше.
Татьяна Соя: «Делайте упор на компетенции, на практику, на опыт работы, пробуйте себя в разных сферах, где можно получить коммуникативные навыки, от этого зависит профессиональная реализация и заработок. Те, кто начал работать ещё школьником или студентом, после окончания вуза уже могут претендовать на позицию руководителя отдела. Это даёт огромное преимущество по сравнению с ровесниками, которые выходят из вуза вообще без опыта работы».
Профориентационные проекты
За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и «надшкольными», и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.
Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.
✎ Проектория — ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям.✎ Билет в будущее — проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей — популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля.✎ Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) — взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.✎ Школа реальных дел — это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.✎ Всероссийская ПрофДиагностика — комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей.✎ Большая перемена — развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.
Самоопределение личности >>Сколько баллов ЕГЭ нужно набрать, чтобы учиться в МГУ? >> |
Сферы интересов – Учеба.ру
Сферы интересов – это анкета из 60 вопросов. Она определит способности врожденные и приобретенные, а также сферы деятельности, в которых можно эти способности применить.
По завершении появится список подходящих профессий, из которых можно выбрать понравившуюся, а после прочитать характеристику специальности на этом же интернет-сервисе.
Советую отвечать точно. Например, из таких вариантов ответов, как “Да, без проблем”, “Нет, это явно не мое” и “При определенных условиях, возможно”, лучше выбирать из первых двух, так как они точнее раскрывают особенности и способности тестируемого.
Для прохождения онлайн-теста необходимо зарегистрироваться, указав номер мобильного телефона.
Шаг первый. Определяем нужное направление
Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, нужно тщательно проанализировать те действия, выполнение которых приносит наибольшее удовлетворение. Любите рисовать? Тогда вам стоит подумать над тем, чтобы стать художником в книжном издательстве, искусствоведом или архитектором. Ваше хобби – разведение аквариумных рыбок? Тогда вы сможете добиться успеха в ихтиологии, рыбной промышленности или вам уготована судьба стать величайшим в истории исследователем морских глубин.
Ответьте на несколько вопросов, которые помогут определить ваши предпочтения:
- Что я люблю делать?
- Что мне интересно?
- Чего я жду от будущей профессии?
- Как я вижу свою будущую работу?
Это самые главные определяющие вопросы. Искренние ответы на них помогут выявить то направление, в котором следует развиваться, то есть они вплотную подводят к самому главному вопросу: как выбрать профессию?
Чтобы не ошибиться в выборе того занятия, которое будет приносить удовлетворение и радость, нужно четко понять и осознать свои желания
Возьмите лист бумаги и напишите на нем все специальности, которые хоть единожды привлекли ваше внимание. Это может быть и космонавт и путешественник и дизайнер, журналист и т.д
Теперь внимательно посмотрите на список и проанализируйте, в какой сфере вы могли бы реализовать это хотя бы частично.
Вспомните моменты, когда вас охватывало чувство гордости и удовлетворения от выполненной работы. С уверенностью можно сказать, что эта работа была вам «по душе». Ответьте на вопросы: Что общего между вашими желаниями и интересами? Выполнение какой работы вызывает в вас чувство радости и желания ее продолжить?
Подведем итоги
Взрослому человеку профессиональное самоопределение необходимо для того, чтобы не просто сменить рабочее место или род деятельности, а сделать правильный выбор, о котором не придется снова жалеть впоследствии. Речь идет о поиске профессии, позволяющей самореализоваться на 100%
Это крайне важно, потому что время, проведенное на работе, занимает половину всей жизни. От того, насколько удачно подобранным будет новое занятие, зависят востребованность и успешность специалиста, а также его репутация и уровень заработной платы
Кроме того, ощущение собственной значимости, вдохновение, удовольствие от своего дела дарят жизни новые смыслы и цели.