7 главных недостатков традиционной школы

Содержание:

Социализация

Нехватка общения — один из популярных мифов о семейном обучении. Многие родители поначалу переживают, что ребёнок окажется изолирован от мира. Это не так. Хоумскулинг не подразумевает необходимость запереть школьника в четырёх стенах. 

Но если ребёнок — экстраверт, то учёба в индивидуальном формате может оказаться непривычной и поначалу это будет казаться минусом семейного обучения.

Вот несколько идей для компенсации дефицита общения: 

  • родственники и друзья семьи;
  • детские площадки;
  • развлечения (парки аттракционов, катки, кино, боулинг, торговые центры и так далее);
  • спортивные секции, кружки; 
  • встречи хоумскулеров: родители семейников часто объединяются и организуют досуг для своих детей;   
  • детские лагеря: спортивные, оздоровительные и образовательные.   

Особенности специалитета

Специалитет как другой возможный вариант поступления после школы также обладает рядом особенностей:

  • это законченное образование,
  • это советская модель, поэтому диплом не признается за границей,
  • длительность — 5-5.5 лет.

У этого варианта есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

Преимущества касаются в основном трудоустройства в России и странах СНГ:

  1. Полноценное высшее образование — этот уровень обучения позволяет получить основные знания по направлению на бюджетной или контрактной основе, подтвержденные дипломом государственного образца.
  2. Законченное высшее образование — чем отличается бакалавриат от специалитета, так это необходимостью второй ступени. Специалитет — законченное образование, на территории России схожее с магистерским.

Минусы

Однако преимущества одного варианта становятся недостатками другого. Таким образом, минусы советской модели были преимуществами болонской:

  1. Отсутствие международных перспектив — советская модель не признается в других государствах, чем отличается бакалавриат от специалитета.
  2. Время — обучение длится дольше, 5-5.5 лет.

Техника не заслоняет душу

Технический прогресс неумолимо входит в систему образования, и в этом есть много положительных моментов:

  • интерактивные доски, аудио и видео на уроках, поиск материала в интернете делают процесс обучения ярким, разнообразным и более наглядным, что положительно сказывается на качестве усвоения материала;
  • использование электронных дневников, с помощью которых родители могут контролировать успехи своих детей и иметь быструю прямую связь с учителем;
  • участие школьников в международных олимпиадах, конкурсах онлайн, не выходя из дома;
  • возможность получить дополнительное образование заочно по интернету.

Технические средства расширяют кругозор, делают открытым международный опыт в рамках изучения проблемы. Доступ студентов к иностранным электронным библиотекам, редким материалам и архивам помогает глубоко исследовать тему, экономя время и средства.

Но российская система образования хороша не только тем, что идет в ногу со временем. По-прежнему первостепенным остается живое общение преподавателя с учениками, студентами, в ходе которого учитель передает свой жизненный опыт, положительные моральные установки, не только поучает, но и вдохновляет на самостоятельное познание мира (конечно, если речь идет об Учителе с большой буквы).

В своем «Письме к учителю сына» Авраам Линкольн просил: «Если можете, научите его интересоваться книгами… И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма».

Не хочу, а надо!

Современная школа в какой-то мере сохраняет дух тоталитаризма, оставшийся с советских времен. Многим это покажется отрицательным моментом. Противники нынешней системы образования могут возразить: заинтересовывайте, порождайте желание учиться, а не заставляйте!

Однако в жизни мы не всегда делаем то, что хотим. И сознательное «надо» идет с нами рука об руку. Школа прививает ребенку сознание, что некоторые вещи нужно знать, нужно уметь делать. Это порождает дисциплину и воспитывает самоконтроль.

Сохранение единой образовательной программы для всего государства, пусть не во всем совершенной, предъявляет определенные требования к педагогам, заставляет получать всесторонние знания, развивать логическое и творческое мышление. Благодаря обязательному изучению литературы, грамматики родного языка, физики, математики и других предметов ученики могут взглянуть на мир с разных точек зрения, впоследствии объединив их в одну картину мира.

Дежурства, выполнение общественных поручений – негласная сторона современной образовательной системы. Благодаря такой практике подростки не вырастают индивидуалистами, а осознают, что они часть общества, и определенную долю своего времени и сил можно и нужно дарить другим людям во благо.

Что такое семейное обучение

Это форма получения образования вне учебной организации, легальная на территории Российской Федерации. Под ней подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

Синонимы семейного обучения — домашнее обучение и хоумскулинг

Но важно не путать его с надомным. Надомное обучение — это способ организации образовательного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы

Школьные учителя приходят на дом либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по Скайпу. Зачастую это два-три предметника, которые преподают надомнику сразу несколько дисциплин. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

Если вы задумываетесь о том, чтобы забрать сына или дочь из традиционной школы, то, скорее всего, беспокоитесь о правильности решения. Переход на хоумскулинг — важный шаг. Рекомендуется взвесить все плюсы и минусы семейного обучения. Вот примерный перечень пунктов, о которых стоит задуматься. 

Традиционная школа не предусматривает индивидуальный подход

Первый минус традиционной школы — она слишком массова, чтобы принимать во внимание индивидуальность каждого ребёнка. Одинаковые требования предъявляются ко всем: и к тем, кто силён в науке, и к тем, кто проявляет недюжие способности в спорте, и к тем, кто невероятно красиво рисует

С одной стороны, это неплохо. Но с другой, мы получаем довольно усреднённый вариант учебной программы, рассчитанный на середнячков-троечников. 

Умным и способным детям скучно по многу раз проходить и закреплять одно и то же, постепенно они теряют интерес к учёбе. В этом кроется основной недостаток современной школы.

Если у ребёнка склонности к определённому предмету, в школе не так много возможностей для их развития. Вместо углублённой программы по конкретному предмету придётся заниматься им наравне с другими дисциплинами, даже если школьник точно знает, что ему интересно и с чем он хочет связать жизнь.

Особенности бакалавриата

Чем отличается бакалавриат от специалитета? У него есть несколько характерных черт:

  • это первая ступень двухступенчатого образования (вторая — магистратура),
  • это международная модель, поэтому он признается за границей,
  • длительность — 4-5 лет.

У этого уровня обучения есть свои преимущества и недостатки.

Плюсы

Положительные стороны видны из особенностей:

  1. Полноценное высшее образование — первая ступень позволяет получить основные знания по специальности на бюджетной или контрактной основе, подтвержденные дипломом государственного образца.
  2. — чем отличается бакалавриат от специалитета, так это возможностью закончить магистратуру по другому направлению абсолютно бесплатно.
  3. Международная система — уровень дает право легко продолжить образование или устроиться на работу за границей.
  4. Время — обучение длится в течение 4-5 лет.

Минусы

У двухступенчатого обучения есть и существенный минус — возможная необходимость второй ступени. Несмотря на полноценность первой из них, выпускников второй принимают на работу охотнее, а поступление в магистратуру сопровождается более жестким конкурсом, так как для нее выделяется меньше бюджетных мест. Более того, даже при принятии на работу есть шанс, что компания направит работника заканчивать обучение.

Отличие бакалавриата от специалитета

Большая часть абитуриентов ВУЗов до сих пор не понимает отличие степени бакалавра от специалиста

На самом деле между обоими ступенями образования весомая разница, которую важно уяснить перед подачей документов в приемную комиссию:

  1. Бакалавр – это первый уровень высшего образования (второй – магистр). Он является обязательным, если речь идет о необходимости получения высшего образования. Студент может после окончания программы трудоустраиваться, если не хочет продолжать обучение на магистратуре. Бакалавры не имеют права переводиться на специалитет или сразу в аспиранты.
  2. Специалист – традиционная ступень высшего образования прошлых лет. Сегодня она осталась лишь для некоторых рабочих профессий. Специалисты могут сразу поступать в аспирантуру. Кто этого не хочет, может забирать документы и идти на рынок труда.

У каждого вида высшего образования есть свои плюсы и минусы. Исходя их них, абитуриенты должны выбирать, по какой системе им лучше обучаться азам профессии?

Высшее образование. В чем минусы?

Несмотря на неоспоримую пользу, человек, решивший закончить ВУЗ, тем не менее, столкнется с определенными проблемами и трудностями. В первую очередь это, конечно, снижение доступности обучения за счет высокой стоимости. Пройти обучение за государственный счет можно только один раз, имея для поступления нужное количество баллов. В случае получения второго образования или недостаточном количестве баллов за обучение придется платить. Причем попасть на коммерческое отделение государственного ВУЗа  тоже не просто, в основе зачисления также лежит конкурс.

Стоимость образовательных услуг будет зависеть от выбранного факультета, региона и непосредственно учебного заведения, однако за последнее время суммы значительно выросли.  Студенты, родители которых, не могут полностью оплачивать обучение, зачастую вынуждены совмещать работу и учебу, что является серьезной нагрузкой.  Еще одной сложностью является длительность обучения.

За несколько лет проведенных в стенах ВУЗа формируется теоретическая база, но практические навыки и опыт также необходимы при трудоустройстве, что вынуждает студентов устраиваться на работу.  Еще одним минусом современной образовательной системы в России является ее качество. Количество частных вузов неуклонно растет, действительно высокий уровень обучения и хорошую репутацию, имеют немногие.

В результате потратив приличную сумму и время на обучение, выпускник подобного ВУЗа не получает необходимых знаний

Поэтому, при поступлении,  важно обращать внимание на государственную аккредитацию и лицензию рассматриваемого образовательного учреждения. Слишком низкая оплата предоставляемых услуг и месторасположение учебного корпуса также должны насторожить будущих студентов и их родителей

История внедрения

Болонским называют единое учебное пространство европейских стран. Его активное формирование началось в 1998-м по инициативе образовательных министерств Великобритании, Италии, Германии и Франции. В 1999-м целесообразность этого шага признали еще 29 стран. В настоящее время в системе участвуют 48 государств. Подписать соглашение об унификации образовательного процесса в любой момент могут новые участники.

Вступление в единое учебное пространство позволяет взять все лучшее из накопленного странами опыта и обеспечить высшему образованию следующие качества:

  • студенческую мобильность;
  • скоординированную работу вузов;
  • преподавательскую и управленческую маневренность.

Плюсы домашнего обучения

Самый важный плюс домашнего обучения — это системный подход, при котором ребёнок развивает свои сильные стороны. Это довольно-таки сложно воплотить в формате традиционной школы, где пока ещё «уравнительно» преподносится материал и оцениваются знания. Ещё одно несомненное преимущество — сбалансированная нагрузка и более быстрое прохождение школьной программы, ведь экономится колоссальное количество времени. Но обо всём по порядку.

Индивидуальная программа

Возможность корректировать программу под интересы и запросы ребёнка — один из несомненных плюсов индивидуального обучения на дому. Можно подстраивать расписание под себя — не только в плане времени, но и наполнения. Если обычно дети изучают только школьную программу, то в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»  можно построить  индивидуальный образовательный маршрут. 

Большой выбор преподавателей

Поступив в онлайн-школу, ребёнок может попробовать учиться у разных преподавателей одного предмета и остановить выбор на том педагоге, с которым интереснее и понятнее всего. Яна Негина, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда», вспоминает, что вне семейного образования это не всегда работает: 

«В обычной школе из интересных предметов делают такие, на которых хочется заснуть. Постепенно у меня накапливалось отвращение к предметам, которые на самом деле мне интересны».

Если на домашнем обучении стиль педагога вгоняет в тоску — можно легко сменить преподавателя и найти того, с кем подросток на одной волне. Нет нужды заниматься с нелюбимыми педагогами и потихоньку ненавидеть школу. 

Экономия времени

Ещё один плюс домашнего обучения детей — то, что время используется эффективнее. Не нужно тратить его на:

  • дорогу до учебного заведения — учимся из дома; 
  • бесполезные предметы — учим только нужное;
  • дисциплинарные нотации, выговоры всему классу, перекличку и другие организационные моменты — их нет.

Сэкономленное время можно отвести на дополнительные кружки, секции, отдых и общение с близкими. 

Забота о здоровье

Обучение дома во многом положительно сказывается на здоровье. Самое очевидное: ребёнок высыпается. Уроки в онлайн-школах начинаются, как правило, не раньше 10 утра. Дома вы можете быть уверены и в качестве пищи, которую ест школьник. Ну и главное — это нагрузки. Из-за того, что в онлайн-школах существенно экономится время, процесс учёбы более сбалансирован. Например, в онлайн-школе «Фоксфорда» ученики получают до 50% меньше , чем в обычной школе, без потери качества знаний. Учась дистанционно, школьники могут проходить программу быстрее, чем в традиционной школе.

Стоит ли так надеяться на современные технологии в обучении?

Онлайн-технологии являются уникальным и эффективным подспорьем в ряде случаев: когда работающему специалисту в условиях дефицита времени необходимо расширить свои знания в определенной предметной области, когда будущий абитуриент «ищет себя», выбирая направление будущей профессиональной деятельности, когда получить классическое очное образование невозможно из-за территориальной удаленности или наличия серьезных проблем со здоровьем.

Но нельзя переходить на «онлайн», разрушая действующую систему образования (ведь расширение онлайн-каналов образования неизбежно повлечет за собой структурные изменения в вузах, сокращение численности профессорско-преподавательского состава, перераспределение финансовых потоков, и т.д.) в условиях, когда новые образовательные технологии еще не стали полноценной альтернативой традиционным подходам к обучению, обеспечивающей генерацию «образовательного продукта» вуза, сопоставимого с прежним по уровню качества.

Стремление вузов к обеспечению массовости высшего образования, снижению его стоимости, внедрению в учебный процесс достижений цифровой революции, обеспечению высоких конкурентных позиций в новой рыночной нише, при безоглядном следовании модному тренду может нанести непоправимый вред системе высшего образования.

Значение в России

Впервые о внедрении Болонской системы образования в России заговорили в 2003 году на саммите министров образования в Берлине. Постепенно началось переформирование сложившейся советской учебной системы, ее адаптация к Болонскому рабочему процессу. Обновление коснулось всех сфер педагогики, требовало внедрения новых планов и методик, кардинальной трансформации вузовских структур, учебной и нормативных баз.

Спустя год после того, как состоялось подписание Болонской конвенции российским министром, вышло положение о приоритетных аспектах развития образования. В его тексте был задекларирован переход к принятому в Европе процессу. Для реализации документа потребовалось:

  • обновить перечень преподавательских программ;
  • привести их в соответствие с требованиями европейских учебных заведений;
  • создать двухуровневую систему обучения (бакалавр и магистр);
  • оформить национальные квалификационные рамки;
  • построить программы курсов по единому кредитно-модульному принципу.

Основным нововведением, достигнутым в ходе переходного периода, стал ориентир на результаты учебы (компетенции) и учет трудозатрат в баллах, которые принимались к зачету. Произошло также расширение вузовской свободы. Согласно ФГОС, при подготовке бакалавров в программу входит лишь половина обязательных дисциплин. Для магистров — до 30% предметов, что вписывается в рамки Болонской декларации.

Каждый вуз вправе самостоятельно выбирать формат обучения, разрабатывать индивидуальные планы и утверждать их в вышестоящих инстанциях. Ориентиром для преподавателей служат пособия с примерами образовательных программ по конкретным направлениям. Для сравнения, в годы советской власти все высшие учебные заведения преподавали единый курс.

В настоящее время процесс перехода не завершен, что негативно сказывается на сущности и качестве обучения. В рамках интеграции с европейскими странами тоже не все гладко, поскольку российские учебные заведения в Европе не котируются. Многие европейские студенты против того, чтобы учиться даже в престижных вузах (МГИМО, РУДН).

Недостатки онлайн обучения для организаторов

В процессе организации и проведения обучения встречаются некоторые трудности дистанционного формата:

Неумение работать с онлайн инструментами

Когда педагог переходит из оффлайн формата в онлайн, он может с первого раза не разобраться как работать на платформе обучения и в других программах, необходимых для обучения. Например, как работать с гугл-документами и в видео-редакторе, как создавать презентации.РешениеИспользуйте платформы дистанционного обучения, для работы с которыми не нужны специальные навыки. Если для использования других программ вам не хватает определенных знаний и навыков, можно быстро получить их на онлайн-курсах.

Технические сложности

Для эффективного обучения нужен стабильный выход в интернет и исправная работа программ и устройств. Иногда происходят технические сбои, с которыми не может справиться неподготовленный человек.

РешениеВ команде любого онлайн-проекта должен быть технический специалист, который оперативно решает технические проблемы. Он помогает не только преподавателям, но и ученикам.

Сложно удержать внимание и вовлечь учеников

Когда обучение проходит онлайн, у преподавателя чаще всего нет визуального контакта с учениками. Он не видит их отдачу, не может оценить уровень их внимания и вовлеченности в процесс. Из-за этого бывает сложно убедиться, что ученики погрузились в материал, поняли его и у них не осталось вопросов.

РешениеВажно научиться управлять вниманием удаленной аудитории, эмоционально вовлекать слушателей в свой рассказ и объяснять материал так, чтобы вас слышали и понимали. Чтобы получить такой навык, изучите список книг по дистанционному обучению и выберите подходящую литературу

На основе проведенного анализа особенностей онлайн обучения, вы можете выбрать, в каком формате проводить обучение и как это делать. Далее обсудим преимущества и недостатки электронного обучения для учеников.

Преимущества высшего образования

О важности и необходимости получения образования в ВУЗе выпускникам твердят родители и педагоги, и это не случайно. Такой диплом действительно увеличивает шансы на успешное будущее, и вот по каким причинам:. Трудоустройство

Невзирая на то, что современные работодатели зачастую реальный опыт и практические навыки ценят выше теоретических знаний, диплом все же дает конкурентное преимущество. Это отличный показатель обучаемости человека, не говоря уже о системных знаниях и широком кругозоре.  С точки зрения работодателя такой сотрудник более перспективный, а обучить его специфике работы не составит труда

Трудоустройство. Невзирая на то, что современные работодатели зачастую реальный опыт и практические навыки ценят выше теоретических знаний, диплом все же дает конкурентное преимущество. Это отличный показатель обучаемости человека, не говоря уже о системных знаниях и широком кругозоре.  С точки зрения работодателя такой сотрудник более перспективный, а обучить его специфике работы не составит труда.

Выбор профессии. Для тех, кто принципиально не хочет провести пять-шесть лет жизни, за учебниками, осваивая теоретическую подготовку, доступ в некоторые профессиональные сферы будет попросту закрыт. В первую очередь это, конечно медицина, педагогика и юриспруденция. Не имея необходимых знаний сложно стать, например, архитектором или биофизиком, получить профессию инженера или дипломата.

Карьера. Если провести сравнительный анализ определенного количества крупных компаний, можно заметить, что руководители среднего звена, а тем более топ-менеджеры имеет одно, а чаще несколько высших образований в различных сферах. И делается это не для престижа, а для получения знаний, которые просто необходимы для грамотного руководства бизнесом в условиях жесткой конкуренции. Сотруднику, не имеющему диплома, достаточно сложно продвигаться по карьерной лестнице, так как при одинаковом уровне профессионализма, повышение будет предложено более «образованному» коллеге.

Любимое дело. Получать удовольствие от ежедневной рутины, можно только в случае большой любви к своему делу. Поиск своего направления и профессии у некоторых людей продолжается довольно долго, и высшее образование может посодействовать в этом вопросе. Имея на руках один диплом, гораздо проще и быстрее можно получить другую профессию или пройти переквалификацию.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Школьнику — по росгвардейцу, депутату – по психиатру! 
(5/3)

Точка невозврата и клинический разврат 
(5/1)

В чем неправ академик-экономист С. Глазьев? 
(5/1)

Взгляд на экономику снизу 
(4/2)

Школьнику — по росгвардейцу, депутату – по психиатру! 
(5/3)

Казахская защита: как укрепить иммунитет к гибридной агрессии? 
(5/2)

Путин. Киплинг. Большая игра закончилась. Бандерлоги — на выход! 
(5/2)

Ленин. Быть или не быть? — заведомо ложный вопрос! Управлять или быть управляемым! — Вот это истина! 
(5/2)

Тайная тропинка в ад, или Почему народы шарахаются от РФ 
(5/2)

Огородами в Европу? 
(5/2)

Страшная тайна или «шуточка»?  
(5/1)

В чем неправ академик-экономист С. Глазьев? 
(5/1)

Главный итог уходящего года 
(5/5)

Маски и перчатки убивают 
(5/5)

По Новостям и Событиям: «Буревестники» 
(5/4)

Свинство матрицы «успешности» и молодёжь  
(5/4)

Почему уголовники так любят маму 
(5/4)

Михалков как индикатор перемен Чумазый о борцах из интеллигенции 
(5/4)

Заметки на полях: Снова о дискурсе 
(5/4)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Плюс №6

Дети в их заморских школах (как это увидела я!) предоставлены сами себе. Системы классного руководства у них нет, дежурства учителей по школе тоже. Зато с удивительной регулярностью наши заокеанские коллеги обсуждают (в прессе, на конференциях, в телесюжетах и шоу) тему, когда дети невзлюбили одного из своих сверстников и, что называется, «достают» его: дразнят, подсмеиваются, издеваются. По-английски, это — «bullying». У них там это — большая проблема в школах. Так и хочется сказать заморским коллегам: «А вы следить за детьми, заниматься детьми, общаться с детьми, быть в курсе всего происходящего вокруг школьников, быть в контакте с их семьями не пробовали?! Говорят, помогает!».

Меня удивило, как часто говорят об этой проблеме на разных уровнях. Лично у меня в моей педагогической деятельности не было ни одного случая травли школьника одноклассниками. Поэтому, читая и слушая их обсуждения и советы всяких разных психологов на эту тему, единственное, что мне приходило на ум, так это наш известный фильм «Чучело». Хотя понимаю, что и в наших школах такое случается, но, по-моему, не в таких масштабах, как у них. И это мне нравится.

Недостатки

Несмотря на все многообразие положительных сторон у обучения в платной школе, есть и недостатки:

  • Коммерциализация образования. Многие родители не привыкли общаться с учителем только после предоставления чека об оплате образовательных услуг.
  • Понты учеников. В каждой группе детей есть люди, которые хотят выделиться на общем фоне. И если в обычной школе можно похвастаться и вещами среднего ценового сегмента, то в частной нередко дети самоутверждаются за счет дорогих квартир, айфонов и макбуков. И дети с меньшим достатком могут почувствовать себя белыми воронами в таком коллективе. Поэтому не рекомендуется тратить последние деньги на обучение в частном классе, если там не будут учиться дети родителей с тем же материальным положением.
  • Несоответствие качества обучения ожидаемому. Часто в частных учреждениях знания не отличаются от предоставляемых государственными учебными учреждениями. Ведь наличие знаний в голове зависит не только от учителей, но и детей. Если нет аппетита к знаниям, ничего платная школа сделать не сможет.
  • Высокая стоимость. Обучение в частных учреждениях – далеко не самое дешевое удовольствие. Причем нередко приходится платить сразу за несколько месяцев, что с трудом себе могут позволить даже достаточно обеспеченные родители. Причем оплачивать приходится не только обучение, но и дополнительные мероприятия типа экскурсий, поездок.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector