Учебные уровни и направленность

Функции дополнительного образования детей

Функция (лат. functio — «исполнение, выполнение») — это деятельность, роль объекта в рамках определенной системы, к которой он принадлежит. Понятие функции играет особую роль в системном подходе, где оно тесно связано с понятием структуры.

В настоящее время существует несколько подходов разных авторов к выделению функций дополнительного образования. А. Г. Асмолов называет дополнительное образование детей личностно-формирующим образованием, выделяет такие функции, как «культурообразующая», «личностно-формирующая», «профориентационная» (формирование личной карьеры ребенка), психотерапевтическая, информативная (формирует знания, умения, навыки).

О. Е. Лебедев считает, что функциями дополнительного образования являются:

  • Развитие способности к выбору позиций, ценностно-ориентированной деятельности через досуг;
  • Развитие способности к познавательной деятельности путем расширения количества и возможностей выбора предметных областей с учетом личных интересов и планов;
  • Создание возможностей для практической деятельности и изменения типа. Позволяет каждому оценить свои интересы и сделать более обоснованный выбор профессии;
  • Создание возможности выбора среды развития навыков. Б. В. Куприянов в определении функций опирается на социально-педагогическую концепцию А. В. Мудрика, в которой воспитание является относительно целесообразной частью социализации и рассматривается как особый социальный институт. Он представляет социальную педагогику в учреждениях дополнительного образования детей как последовательную реализацию трех уровней функций.

Первый уровень — функции реализации эмоциональной конвенции — представляет собой связь мотивации воспитанника к участию в жизнедеятельности детского объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени ребенка, различные виды отдыха, развлечений, общения, идентификация с референтной группой). Реализация первого уровня Конвенции происходит в рамках отношений ребенок — образовательная организация (детское объединение или учреждение дополнительного образования детей). Второй уровень — функции реализации контентной конвенции — включает в себя:

Организация социального опыта, соответствующего образу жизни социальной группы, которая реализует определенную социокультурную функцию через осуществление определенной социальной деятельности,

образование, включая допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку (интернализация ценностей, связанных с этим видом деятельности, самоопределение в отношении своих перспектив выполнения этой деятельности, овладение этим видом социальной деятельности)

индивидуальная педагогическая поддержка в преодолении трудностей, связанных с несоответствием возрастных целей учащегося и имеющихся возможностей для осуществления предлагаемой деятельности.

Второй уровень выводит студента на уровень отношений к социальной деятельности и социальному опыту группы, выполняющей эту деятельность.

Третий уровень, функции реализации смысло-жизненной конвенции, предполагает следующие аспекты:

  • Ориентация студента на общие и дифференцированные (принадлежность к определенной социальной группе) социокультурные ценности,
  • оказание помощи воспитаннику в самоопределении с целью выполнения социокультурной функции, интеграции в определенную социокультурную общность
  • Конструирование своего варианта жизни, организация опыта самоопределения и конструирование своего варианта жизни.

Виды

Различные направления дополнительного образования реализуются по четырем категориям программ:

  1. Типовой — утвержденной Минобрнауки в качестве образца для отдельной сферы обучения.
  2. Модифицированной — адаптированной под особенности учреждения, характер учебных групп, временные границы и режим педагогической деятельности.
  3. Экспериментальной — включающей предложения по новым отраслям знаний, предлагающей внедрение инновационных преподавательских техник, изменение содержания, методов, организаторских и педагогических приемов обучения.
  4. Авторской — написанной педагогическим коллективом или одним учителем; ее содержание предусматривает актуальные и новаторские средства разрешения проблем образовательного процесса.

Проблемы системы дополнительного образования в школе

Основной проблемой системы дополнительного образования в школах России сегодня является отсутствие профессионалов, которые обладают богатым опытом работы именно в данной сфере деятельности. К большому сожалению, в подавляющем большинстве современных общеобразовательных учреждений функцию таких специалистов выполняют педагоги-предметники, вынужденные к тому же ограничиваться только возможностями имеющейся в школе материальной базы. При этом термин «дополнительное образование» воспринимается ими как новое название привычной для учителей кружковой работы или внеклассной деятельности, что в корне неверно.

Чтобы «отчитаться» о внедрении дополнительного образования некоторые школы вместо традиционных кружков вводят экзотические учебные курсы (например, курсы японского языка) или проводят мероприятия, направленные на изучение народных традиций. Однако подобные инициативы сложно назвать созданием полноценной системы школьного дополнительного образования, поскольку при этом вряд ли учитываются интересы и потребности большинства учеников общеобразовательной организации.

Исправить сложившуюся ситуацию достаточно легко, даже при том размере финансирования, которое сегодня получают российские школы. Решить проблему отсутствия специалиста в сфере дополнительного образования и скудной материальной базы можно путем организации тесного взаимодействия общеобразовательной организации с учреждениями дополнительного образования. Ну а для того, чтобы создать по-настоящему эффективную систему школьного дополнительного образования (то есть, ввести учебные курсы и проводить мероприятия, интересные детям) нужно всего лишь проводить постоянный мониторинг интересов, увлечений и потребностей школьников.

Два в одном

В России исторически закрепилось два направления работы с талантливой молодежью: школы и клубы.

Школы. Сюда относятся спортивные, художественные, музыкальные и театральные течения. Здесь четко распределен режим работы (тренировок) и система оценивания накопленных знаний. Цель этого направления заключается в достижении желаемого результата, признанного определенным стандартом в обществе.

Клуб. Имеет пестрое сочетание интересов. Поэтому здесь можно встретить практически полный спектр предпочтений: от необычных до самых распространенных. Детский коллектив сам определяет ход и содержание занятий. Причем от детей не требуется, чтобы они достигали совершенного владениями всеми премудростями направления, поскольку отношение к знаниям в клубах достаточно либеральное.

Несмотря на диаметрально противоположный подход к организации занятий и оценке достигнутых результатов, клубы и школы преследуют одну цель — поддержка талантливой молодежи.

Направления

Базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:

  • Конструирование и робототехника. Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.
  • Естествознание. Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.
  • Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.
  • Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.
  • Физкультурно-спортивное направление. Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы.

Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

События | Организации | Методики | Программы

Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры:

музыкальное творчество — формирование музыкальной и исполнительской культуры; ведение образовательного процесса в вокальных, хоровых коллективах, инструментальных ансамблях, духовых оркестрах, оркестрах народных инструментов.

Введение в музыкальную культуру: сольфеджио, класс композиции, муз. литература, инструментальная музыка, фортепиано, гитара, струнные инструменты, народные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты, электроинструменты, инструментальные ансамбли и оркестры.

Вокально-хоровое искусство: сольное пение, хоровое пение, вокальные ансамбли, авторская песня, хореографическое искусство, классический танец, народный танец, ритмика, спортивные танцы, современные эстрадные танцы.

театральное творчество – ведение образовательного процесса в театральных коллективах и студиях, формирование сценического (актерского) мастерства: сценической речи, движения; навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Театральное искусство: драматический театр, театр теней, кукольный театр, музыкальный театр и мьюзикл, исторический театр, театр мод, литературное творчество, художественное слово, риторика и культура речи;

хореографическое творчество – ведение образовательного процесса в хореографических ансамблях, балетных студиях, коллективах народного танца; овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности;

изо и декоративно-прикладное творчество – изучение истории и теории искусства, овладение прикладными навыками художественной деятельности: вязание, вышивка, живопись, лепка, керамика, шитье, декоративно-прикладное искусство, ИЗО и ремесла.

Виды деятельности: основы и техники декоративно-прикладного искусства, лепка и керамика, роспись, оригами, аппликация, батик, бисероплетение, витражное дело, вышивание, вязание, дизайн и декоративные композиции, изготовление кукол и костюмов для кукол, театральные куклы, ковровое ткачество —кружевоплетение, оформительское искусство, фитодизайн, флористика, умелые руки, резьба и выжигание по дереву, художественная обработка древесины, столярное дело, моделирование и портновское искусство, мягкая игрушка, фриволите, парикмахерское искусство, стилистика и визаж, работа с кожей, работа с природными материалами, изобразительное искусство, архитектура, гравюра, граффити, икебана, лоскутная техника, макраме, работа с металлом, чеканка, театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит, компьютерная графика и дизайн.

Эстрадное и цирковое искусство: эстрадная музыка и ВИА, эстрадное пение, фокусы, искусство иллюзионистов, конферанс, скетч, пародия, фольклорное искусство, фольклорный хор, фольклорный ансамбль, сольное народное пение, народное творчество.

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

  1. Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
  2. Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
  3. Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
  4. Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»

Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом. Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона. В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.

Теперь о каждом пункте подробнее.

Пункт 1

Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне. В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.

Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями

Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт — педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты

Пункт 2

Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая — со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.

Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы).

Предпрофессиональные группы нацелены исключительно на несовершеннолетних учеников. Основные направления этого вида дополнительного образования: сфера искусств, физическая культура и спорт.

Пункт 3

В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие. Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.

Пункт 4

Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.

Содержание должно быть утверждено организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, как правило, планируемый курс проверяется официальными органами на соответствие федеральным государственным требованиям.

Сроки так же утверждаются организатором, но неоправданно затянутые или короткие программы дополнительного образования могут быть закрыты, если их неэффективность будет подтверждена.

Пункт 5

Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ.

Ссылки относятся к следующим пунктам:

  • Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
    • № 3 — цели программ, места проведения;
    • № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
    • № 5 — инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
    • № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
    • № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
  • Ст. 84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:
    • № 4 — требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
    • № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).

Изменения в ФЗ «О дополнительном образовании»

Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения. Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».

Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Статья № 75 Федерального закона об образовании не претерпела изменений ни в последней редакции, ни в более ранних.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Личное развитие

Дополнительное образование по праву считается одной из самых
благоприятных сфер для развития личности каждого ребенка. Как средство
формирования мотивации к личностному развитию, дополнительное образование способствует
расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к
творчеству. Личность формируется в постоянной деятельности, в самопреодолении,
в переживании горя и радости, в общении, в большом настоящем деле. Система
дополнительного образования — это не готовая социокультурная среда,
предлагаемая ребенку, а разнообразная социокультурная среда, создаваемая самим
ребенком на основе его собственных рефлексивных способностей.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей,
ставших преемником системы внешкольных учреждений, с одной стороны, сочетает в
себе лучший исторический опыт и традиции внешкольного образования, с другой —
является полем инновационной образовательной деятельности, способствующей
раскрытию образовательных потребностей детей и творческой самореализации
ребенка.

Одной из существенных особенностей системы дополнительного
образования детей является взаимодействие разнопрофессиональных и
разновозрастных сообществ. В развитии дополнительного образования образовательные
учреждения различных типов взаимодействуют с организациями и учреждениями
других профессиональных и творческих областей, становясь открытой системой и
объектом образовательной политики на муниципальном, региональном и федеральном
уровнях.

В настоящее время перед системой дополнительного образования
стоят следующие задачи:

  • Поддержание и развитие системы дополнительного обучения на основе обновления содержания, форм, технологий, программного и методического обеспечения;
  • Разработка и внедрение научно-методических материалов, обеспечивающих социокультурное развитие ребенка;
  • Повысить профессиональные стандарты педагогов дополнительного образования.

Согласно федеральной целевой программе развития образования
на 2011-2015 годы, должны преобладать новые формы дошкольного образования,
например, система стимулирующих альтернатив традиционным детским садам, которых
в России не хватает. Например, речь идет о развитии частных семейных
мини-детских садов, когда неработающая мать, имеющая соответствующее
образование и достаточное жилье, одобренное санэпидемстанцией, помимо своих
детей, может взять еще несколько детей на дневное содержание и получать
дополнительную оплату от государства. Такие формы уже давно используются в
регионах Российской Федерации. Семейные группы хорошо развиты, например, в
Татарстане, где семьи берут на себя заботу о чужих детях, присматривают за ними
и, прежде всего, проводят для них дошкольную программу.

Как и в традиционных детских садах, группы готовности к
школе создаются и для «детей с домашним образованием», т.е. детей,
получающих образование на дому. Основная цель — разработка и распространение
моделей дошкольного образования для обеспечения доступности дошкольного
образования для всех нуждающихся и полного охвата дошкольным образованием всех
детей старшего дошкольного возраста.

Резюмируя сказанное в первой главе, можно сформулировать
следующие выводы:

  • Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей стали теория и практика народного образования, внешкольного воспитания, детского движения, попечительства и благотворительности в России;
  • Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсаторную функцию — занятия в них компенсировали детям недостаток школьного образования, в то же время помогали организовать свободное время детей, обогащали их коммуникативную активность. Новаторский характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей и новыми педагогическими взглядами на проблемы детского воспитания.
  • На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Наркомате просвещения РСФСР был создан Отдел внешкольного образования.

Организация системы

Качественное дополнительное образование для школьников невозможно без грамотного управления, которое не укладывается в простую схему вертикали отношений администрации, педагогов и учащихся. Оно предполагает плодотворное взаимодействие сторон, каждая из которых является объектом или субъектом управления.

Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов:

  • Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы.
  • Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. На основании собранных данных формируется модель системы дополнительного образования. Выделяются основные концепции направления внеклассного обучения. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях.
  • Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор направления дополнительного образования. Перед началом занятий школьникам предлагается профессиональное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основополагающими.
  • Текущий контроль и своевременная коррекция работы. Определяется отчетный период, по окончании которого собираются данные о посещаемости дополнительных занятий и успеваемости учеников по основным предметам. Информация систематизируется и анализируется. По результатам обработки выявляются проблемы и разрабатываются корректирующие мероприятия.
  • Анализ деятельности и выявление перспективных направлений. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия. Развиваются межведомственные взаимодействия, происходит обмен опытом по проблемам воспитания, внедряются информационные технологии.

Наиболее популярные программы дополнительного образования

Наибольшей популярностью среди детей младшего школьного возраста и подростков сегодня пользуются такие программы дополнительного образования, как:

физкультурно-спортивная – направлена на приобщение детей к физкультуре и здоровому образу жизни, воспитание силы воли, приобретение навыков командной работы

Реализация осуществляется через занятия в различных секциях и тренажерных залах, лечебную физкультуру и активные формы игр;
экология – направлена на осознание взаимосвязи человека с природой и важности сохранения природных ресурсов. Реализация осуществляется через занятия по краеведению, практические занятия на природе и т.д.;
робототехника и конструирование – направлена на глобальное изучение программирования и информатики, а также использование современных цифровых и информационных технологий на практике

Реализация осуществляется через занятия на компьютерных курсах, в кружках авто-, радио-, робототехники и т.д.;
естествознание – направлена на приобретение школьниками навыков исследовательской работы, воспитание глобального мышления и развитие представлений о применении теоретических навыков на практике. Реализация осуществляется через занятия в кружках занимательной химии, физики, математики, астрономии, географии и т.д.;
культурология – направлена на приобщение школьников к мировой культуре, адаптацию в социуме и реализацию собственного потенциала в разных слоях общества. Реализация осуществляется через занятия в искусствоведческих и языковых клубах, театральных кружках и кружках народного промысла, обучение в ходе экскурсий и т.д.

Подчеркнем, что в одной школе могут быть использованы программы дополнительного образования сразу по нескольким направлениям. Это открывает большие возможности не только для самоидентификации каждого школьника, но и для проявления творческого и личностного потенциала всего педагогического состава общеобразовательной организации.

Согласно ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре оказания платных образовательных услуг указывается «полная стоимость платных образовательных услуг». При оказании платных образовательных услуг в сфере дополнительного

Вопрос — ответ

Согласно ч. 2 и 3 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре об оказании платных образовательных услуг указывается полная стоимость данных услуг и порядок их оплаты. В таком договоре, как в любом договоре об образовании, также указываются вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности).

Полная стоимость услуг отражает исчерпывающую сумму, которую заказчик должен заплатить исполнителю за оказание услуг, предусмотренных договором. Указание полной стоимости услуг исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие образовательной деятельности (например, проведение текущего контроля обучающихся, выдачу документов об обучении и т.д.), а также требовать увеличения стоимости таких услуг, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции.

При этом, представляется, что стоимость образовательных услуг может быть установлена и взиматься пропорционально той или иной продолжительности обучения, вплоть до продолжительности каждого отдельного занятия.

Таким образом, в договоре оказания платных образовательных услуг может быть предусмотрена полная стоимость пропорционально периоду обучения (месяц, неделя, отдельное занятие), которая включает в себя все расходы заказчика, подлежащие уплате исполнителю за оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector