Как стать преподавателем в вузе
Содержание:
- Какие качества важны для тьютора
- Компетентность
- Как стать преподавателем ногтевого сервиса?
- Профессиональные качества
- Разница в возрасте со студентами
- Нужен ли дистант высшей школе после пандемии?
- Нагрузка
- Как выстроить личный бренд эксперта?
- Почему именно сегодня важно наличие практиков в учебной программе?
- Категории
- Особенности профессии
- Как стать преподавателем вуза
- Что должен уметь преподаватель онлайн-школы?
- Суть проекта «Учитель для России»
- Планка качества
- Три варианта легкого старта
- Работа препода
- Где учиться
- Профессиональные обязанности преподавателя
Какие качества важны для тьютора
Эмпатия — умение поставить себя на место ученика, понять его неуверенность или растерянность.
Эмпатия важна, но осознанное сопереживание ученику может отвлекать преподавателя от процесса, мешать выявить реальную причину отсутствия контакта с предметом. Центром внимания педагога должны стать сама проблема и методы ее решения.
Честность — бесстрашие признаться в незнании конкретного слова, правила или идиомы.
Не изворачиваться крайне важно: последствия могут выявляться еще долго — но этого мало. Честность проявляется и в общении с родителями: они должны знать о ребенке даже самую неприглядную правду
А также в готовности отказаться от клиента (то есть дохода), когда прогресса нет.
Энтузиазм — невозможно заразить слушателя тем, чего нет у самого учителя.
Как показывает практика, самый сильный отклик у учеников вызывает именно искренняя страсть к предмету, а не часто обсуждаемая «любовь к детям» (последнее можно сравнить, например, с нежными чувствами хирурга по отношению к своим пациентам). Постоянным источником «возгорания» служит успех учеников.
Умение слушать — определение болей и слабых мест студента.
А еще развитие навыков аудирования и слуховой, логической, эмоциональной памяти.
Поощрение независимости — разработка стратегий, которые будут стимулировать самостоятельность.
Школа никак не способствует самостоятельности: учителя или разжевывают материал, или, наоборот, сводят процесс обучения к простому переписыванию из учебника. Как результат, присущее человеку с рождения здоровое любопытство сходит на нет. С ним же увядает способность к росту и развитию.
Терпение — умение держать себя в руках (например, в ситуации, когда подопечный задает «глупые» вопросы).
Неоднозначное качество. В теории, безусловно, тьютор должен обладать характером «стойким, нордическим». На практике же яркая эмоция (не оскорбляющая, а поражающая воображение) может вызвать более быстрый и желательный отклик. А вот непробиваемое хладнокровие как раз часто ведет к «тоске смертной» и замедлению прогресса.
Соблюдение конфиденциальности — любая информация о личной жизни ученика не может быть обнародована педагогом.
Это верно, если речь идет о «широкой общественности» и/или взрослом слушателе; но далеко не всегда в случае с родителями несовершеннолетних. Папы и мамы должны знать и об изменениях в психологическом состоянии ребенка (причиной может быть буллинг в школе или соцсетях), нереализованные мечты, ухудшение результатов тестов и т. д.
Желание мотивировать — побуждение студентов достигать целей оптимальным способом, признавать свои сильные стороны, концентрироваться на перспективе, самостоятельно выбирать наиболее подходящий метод обучения.
Только мощный вдохновитель может сподвигнуть студентов на метапознание — анализ особенностей собственных мыслительных процессов и стратегий, знаний и памяти, суждений об обучении и лидерских навыках. Это единственный подход, позволяющий продуктивно управлять своими когнитивными процессами и в итоге правильно продумывать и строить не только дальнейшую карьеру, но и всю жизнь.
Осознание роли пауз — принятие периодически возникающих «минут тишины» как нормы.
Вполне логичное требование с учетом слабо развитых способностей к критическому мышлению у большинства современной молодежи. Существенное время может уйти на «внезапное» придумывание оригинального начала письма другу, нахождение логических неувязок в тексте или синонимов к избитому слову.
Бережное отношение к личности: уважение — основа взаимоотношений.
Важно помнить, что уважение должно быть взаимным. Плохо воспитанного невозможно обучить; никакие деньги не компенсируют хамское поведение или откровенное игнорирование усилий педагога
Если родители не считают нужным принимать меры, когда педагог жалуется на поведение ученика (более того, фактически поощряют безделье, отправляя ничем того не заслужившего ребенка в кафе или на дискотеку), необходимо вспоминать о самоуважении и расставаться.
Вариативность деятельности — индивидуальный подход к каждому ученику.
Идеально, если у преподавателя, даже начинающего, разработаны отдельные уроки, например, для любителей рисовать (особенно действенными оказываются яркие майнд-карты), петь и слушать (в бесплатном доступе есть множество подкастов — с их помощью можно прокачивать и аудирование, и грамматику), рассуждать логически (четкие схемы и причинно-следственные связи ускорят решение задачи).
Компетентность
Когда Вы были студентом, то иногда замечали, что некоторые Ваши преподаватели были некомпетентны в предмете, который преподавали. Но Вы-то конечно же лучше их. Вы очень увлечены своей специальностью, делали свои проекты, писали статьи и даже подрабатывали на реальном производстве! Вы обязательно достигнете успеха и будете популярны среди массы студентов!
Забудьте об этом! Ваша компетентность будет оценена только очень небольшим количеством заинтересованных в знаниях студентов. Для всех остальных Вы точно такой же. И всё, что им надо от Вас, это без проблем получить зачёт и сдать экзамен. Более того, ещё и посмеются над Вами: что Вы делаете тут со своей квалификацией!
Как стать преподавателем ногтевого сервиса?
Даже любимое творческое дело может превратиться в рутину. Перемены могут быть радикальными, когда человек уходит в совершенно другую область деятельности, а могут быть связаны с повышением квалификации и применении накопленных знаний по своей специальности.
Если вы работаете мастером ногтевого сервиса, твердо освоились в профессии и желаете немного изменить свою жизнь — попробуйте стать преподавателем по маникюру и педикюру.
Вы сможете путешествовать и общаться с большим количеством людей, проводя семинары и мастер-классы. Нейл-индустрия постоянно развивается и спрос на услуги мастеров маникюра растет, так же как и спрос на хороших преподавателей.
Профессиональные качества
Работа учителя — это постоянное взаимодействие с людьми. Его деятельность связана с нервным напряжением, поэтому нужно быть в высшей мере стрессоустойчивым и терпеливым. Внимательность, доброта, тактичность, справедливость, гуманизм — характеристики идеального педагога. Замечательно для преподавателя обладать отличной памятью и способностью к самообучению.
Если интересуешься этой профессией, попробуй себя в ней уже со школы. В Беларуси с недавнего времени появились педагогические классы, выпускникам которых предоставляются льготы при поступлении в вуз
Разница в возрасте со студентами
Одна из первых серьёзных психологических трудностей молодого преподавателя это небольшая разница в возрасте со своими студентами. А в случае со студентами-заочниками или сначала отслужившими в армии -эта разница ещё и отрицательная.
С одной стороны, со своей, Вы такой весь из себя умный и крутой, почти начальник. А с другой, со стороны студентов, Вы их сверстник, по какому-то недоразумению оказавшийся преподавателем. Такова наша культура, что преподаватель вуза воспринимается сквозь призму возрастного авторитета, а не профессионального. Например, большинство учителей много старше своих учеников, как правило годятся в родители. А тут… А тут Вы получаете неуправляемую аудиторию, часть из которой обращается к Вам на ты, и вообще, ведёт развязно как в своём дворе.
Здесь трудно что-то посоветовать, кроме как смириться с этим. И ждать пока Вы подрастёте…
Пройдёт некоторое количество времени, и Вы столкнётесь с другой возрастной проблемой: это когда Вы для Ваших студентов будете годиться в их родители, как у нас говорят. А вот должного почтения, как к родителям, Вы не будете получать. Что сказать, смиритесь, но себя продолжайте уважать. Не ведитесь на хамство.
Нужен ли дистант высшей школе после пандемии?
Главное, чему научил дистант, — это, конечно, гибкость. Шутка ли — быстро адаптироваться к непривычным условиям, перестроиться на другие инструменты и на ходу изобретать новые? Любой преподаватель может поздравить себя с приобретением целого пучка новых нейронных связей в мозге.
Но вопрос — пригодится ли полученный опыт в дальнейшем, когда пандемия закончится? Или можно будет забыть его как страшный сон?
Илья Стахеев, преподаватель магистратуры «Научная коммуникация» Университета ИТМО, справедливо заметил: «Преподавание в высшей школе — это традиция, мало изменившаяся со времён Средневековья: есть профессор, есть студенты, есть аудитория, есть их общение в определённых форматах — всё это то, что социологи называют „устойчивым фреймом взаимодействия“. Так люди кодируют ситуацию и своё поведение в ней. Переход на дистанционное обучение сломал этот фрейм: нет аудитории, нет личного контакта, нет той магии обучения, которая идёт со времён, когда Ирнерий преподавал кодекс Юстиниана в Болонском университете».
Классическое офлайн-преподавание, конечно, никуда не уйдёт. Но его совмещение с онлайном для отдельных задач может пойти всему процессу образования только на пользу, считают наши герои.
Я думаю, что нужно в каком-то виде сохранять формат дистанционных лекций — например, для старших курсов, где выше мотивация студентов, и лекции ближе к формату семинара. Также это очень хороший выход, когда лектор — активный учёный и должен ездить в командировки. Возможность перенести часть лекций в онлайн поможет лучше распределять время между научной работой и преподаванием, не отменяя занятия.
Александра Калашникова,
преподаватель Нового физтеха Университета ИТМО
Стало ясно, что смешанный формат обучения — это реальность: когда часть занятий проходит дистанционно, а часть, где разбираются сложные концептуальные вопросы, — очно. Мы привыкли использовать различные новые средства, тот же Discord для проведения встреч. Пришлось применять разнообразные способы привлечения внимания — это отлично, ведь они вошли в наш процесс обучения и вряд ли уже уйдут.
Роман Нуретдинов,
преподаватель факультета среднего профессионального образования Университета ИТМО
В конце того мультфильма, который мы тут вспомнили, страус, так и не научившийся летать, резюмировал, что главное вовсе не крылья, а ноги. Но мы-то знаем, что работает и то, и другое — если уметь пользоваться и применять с умом. С офлайн- и онлайн-форматами — так же. Опыт дистанта показал, что не стоит их противопоставлять друг другу, для каких-то задач хорош один, для каких-то — другой.
Нагрузка
Средняя аудиторная нагрузка на ставку 900 часов. При равномерном распределении часов на весь учебный год это где-то по четыре-пять дней по две-четыре пары. Рабочая же неделя преподавателя шесть дней. Думаете остальные часы и дни Вам достались даром, и можете в них делать что хотите? Хоть отдыхать, хоть работать ещё где-то?
Это не так. Кроме непосредственно проведения занятий Вы должны готовиться к лекциям, писать конспекты, методички. Проверять курсовые проекты и работы, контрольные работы. А ещё есть такая страшная вещь как Полный Методический Комплект, коротко ПМК. Это такая папка на каждый предмет, в которой должны лежать документы, подготовленные по стандартам министерства и вуза, и эти документы будете оформлять и наполнять информацией Вы!
Эти папки будут периодически, несколько раз в год, проверяться разными комиссиями, и если будут обнаружены недостатки, а они обязательно обнаружатся, то Вы не только будете наказаны, но ещё будете их исправлять. А по прошествии небольшого количества времени Вам придётся всё переделывать, потому что изменились стандарты и шифры, или даже всё выбросить, потому что такого предмета больше нет, и начать с нуля, потому что на голову упал совершенно новый предмет, раннее не существовавший в природе. А теперь умножьте всё это на количество разных предметов, которые Вы будете вести (обычное явление, когда один преподаватель ведёт от пяти до десяти разных предметов)…
Вполне вероятно, что по финансовым соображениям Вы будете работать более чем на ставку. А значит на отдых времени будет оставаться меньше. А за работу над проектами или по профессии вообще забудьте. Выспаться бы…
Как выстроить личный бренд эксперта?
Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?
Для начала определите, что вас отличает? В чем ваши сильные стороны?
Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.
Задайте себе вопрос: какой у вас tone of voice и визуальный стиль?
Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.
Делитесь мыслями в соцсетях.
Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.
Экономика образования
Пять самых перспективных профессий в Instagram
Используйте силу нетворка.
Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.
Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.
Почему именно сегодня важно наличие практиков в учебной программе?
Практический опыт преподавателя всегда высоко ценился в обучении. Студенты усваивают информацию лучше, если в ней присутствуют реальные примеры из практики, а преподаватель в ходе занятия позволяет учащимся примерить на себя роль участников процесса.
Однако сегодня все чаще и чаще мы видим, как образовательные организации позиционируют свои продукты как сугубо практические программы, в которой преподавателями являются исключительно действующие сотрудники компаний, а образ условного «преподавателя-теоретика» демонизируется и жестко противопоставляется эффективному обучению. Почему так происходит?
Люди хотят быть уверены в своей востребованности на рынке труда после обучения на курсе по data science или графическому дизайну, а крупнейшие игроки рынка EdTech, такие как Skillbox, Нетология, Geekbrains, SkillFactory и Skypro сделали основой своего позиционирования обучения на новую профессию. А для выполнения этой задачи, конечно, нужны практики, ролевые модели.
Второй важный критерий — это конкуренция за ограниченный список специалистов.
Открытый рынок и необходимость привлекать потребителя с помощью яркого маркетинга вынуждает продюсеров образовательных программ думать не только о качестве образовательного продукта, но и о «фронтмене» — лице курса, известном и узнаваемом специалисте, который будет автоматически являться синонимом высокого качества и будет знаком аудитории по своей практической деятельности.
Как правило, таких людей в средней компании из РБК-500 около 8-10, а самих компаний, вызывающих неподдельный интерес у аудитории, в упомянутом рейтинге около 50-и. Рынок ограничен, практики имеют всю большую ценность и платформы и образовательные организации думают, как привлечь к себе нужных игроков.
Ну и, конечно, нельзя исключать сам рост рынка EdTech и популяризацию образования в целом. Мысли о VUCA-мире уже не являются элитарными, и рядовой человек задумывается о второй карьере и более антихрупкой деятельности, а значит, ищет себе новые места для обучения. Больше спрос — больше практиков необходимо учреждениям для освоения волны спроса.
Категории
Существуют разные должности, которые предполагают преподавание в вузе. На такую работу нельзя устроиться, имея на руках только диплом бакалавра. Соискателю нужно закончить магистратуру. Для карьерного продвижения следует поступить в аспирантуру, а затем постараться получить ученую степень.
В университете или высшей школе должности имеют определенную иерархию.
- Ассистент. Стать им можно при наличии диплома магистра или специалиста и опыта преподавательской деятельности, либо после окончания аспирантуры. Этот специалист помогает профессорам – консультирует студентов, проводит с ними лабораторные и практические занятия, присутствует на зачетах или экзаменах.
- Старший преподаватель. Получить эту должность можно, имея трехлетний педагогический стаж либо ученую степень кандидата наук. Преподаватель не только читает лекции, но и разрабатывает методики и пособия.
- Доцент. Такая позиция доступна для кандидатов наук, которые ведут активную деятельность: являются исследователями, публикуют статьи и свои труды, выступают на конференциях.
- Профессор. Это высшая должность, для получения которой нужно приложить немало усилий. Специалисту необходимо иметь звание доктора наук, ряд опубликованных трудов и монографий, а также опыт преподавания не менее 5 лет.
А также можно разделить специалистов по категориям в зависимости от того, какой предмет они преподают.
- Общеобразовательные дисциплины. Это предметы, обязательные для всех студентов. К ним относятся математика, английский язык, философия, история, физическая культура. Могут быть добавлены и другие направления в зависимости от порядков в конкретном учебном заведении.
- Профильные дисциплины. Дают знания непосредственно по специальности, выбранной студентом. Например, у будущих адвокатов обязательно будут различные юридические дисциплины, изучение обществознания, социология. У экономистов – менеджмент, у врачей – анатомия, а у художников – история декоративно-прикладного искусства и дизайн.
- Дисциплины по специализации. Они нацелены на углубленное изучение выбранного направления. К примеру, психология может быть общей дисциплиной для ряда курсов, а ее разновидности – детская, возрастная, криминальная – будут уже специализированными.
Помимо этого, преподаватель может курировать университетский кружок для студентов – по робототехнике, шахматам, иностранному языку и другим направлениям. Кроме того, специалист может вести курсы для абитуриентов, желающих поступить в данное учебное заведение. Нередко это занятия практической направленности, необходимые для сдачи творческого конкурса: основы рисунка, балет, вокал.
Особенности профессии
Преподаватель является специалистом, который не только отлично знает свой предмет, но и обладает развитыми коммуникативными навыками. Работа направлена на обучение, а также на правильное психологическое, физиологическое, эмоциональное развитие учеников. Рассмотрим основные должностные обязанности преподавателя:
- разработка учебных планов и программ;
- обучение студентов в соответствии с нормами, регулируемыми законодательством;
- организация самостоятельной работы, контроль результатов;
- выбор форм и методов преподавания;
- поддержка дисциплины в коллективе;
- содействие развитию творческого потенциала студентов;
- ведение внеучебной работы, защита прав и интересов студентов.
Преподаватель занимается научно-исследовательской работой, постоянно расширяет круг знаний с помощью посещения конференций, семинаров, тренингов. Он принимает активное участие в мероприятиях, направленных на развитие образовательного учреждения, повышение качества обучения.
Как стать преподавателем вуза
Чтобы получить должность в высшем учебном заведении, необходимо как минимум обладать высшим профессиональным образованием по специальности (бакалавр и магистратура). Очень часто в преподавание на должность ассистентов кафедры приглашают бывших студентов. Однако для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице понадобится также поступление в аспирантуру и активное занятие научной деятельностью. Следующие ступени можно будет занять только при наличии кандидатской степени.
Карьера в преподавании строится по определенной схеме: сначала должность ассистента, затем преподавателя. После защиты диссертации можно получить звание доцента. Следующая ступень – лектор (или старший преподаватель). Наконец, высшей ступенью становится звание профессора.
Во всех случаях обязательными являются два фактора:
-
стаж преподавательской работы;
-
наличие ученой степени.
Так, для доцента обязательны – кандидатское звание, наличие научных публикаций, преподавательский стаж от трех лет.
Для старшего преподавателя также нужен стаж более трех лет и ученая степень.
Профессор в обязательном порядке – доктор наук с педагогическим стажем в вузе более 5 лет.
Будучи доцентом также можно претендовать на место заведующего кафедрой, профессор может стать либо деканом факультета, либо занять место ректора.
Таким образом работать преподавателем в вузе и сделать карьеру могут как мужчины, так и женщины. Важны только высшее образование, педагогический стаж работы, обладать определенными личностными качествами и т.д.
Источник фото bublikhaus/freepik
Что должен уметь преподаватель онлайн-школы?
У учителя в онлайн-проекте должны быть сформированы определенные профессиональные навыки. Что это значит?
- грамотно и структурированно преподносит материал урока ученикам;
- оценивает и анализирует результаты обучения;
- разбирается в современных технологиях онлайн-преподавания, например, владеет инструментами вебинарной платформы Zoom, на которой проводит занятия, знает, как записать видео;
- преподает не только интересно, но и максимально полезно;
- не боится публичных выступлений;
- вносит правки в домашние задания учеников таким образом, чтобы они понимали свои ошибки и улучшали свои показатели.
Какого преподавателя ищут заказчики?
- Знает от А до Я свою дисциплину. При трудоустройстве работодатель может провести собеседование на знание преподавателем предмета. Вопросы может задавать как сам работодатель, так и специалист из смежной области (это в идеале). Приоритет будет иметь кандидат, который легко и понятно отвечает на вопросы по предмету, и его поймет даже «чайник». Хороший онлайн-учитель знает историю своей дисциплины, посещает курсы своих коллег, имеет системный подход в обучении.
Опытный специалист. В преподаватели идут люди, которые имеют необходимую базу знаний и богатый жизненный опыт. Заказчики обращают внимание на реализованные проекты, в каких онлайн-школах работал человек. Поэтому всегда формируйте портфолио, копите рекомендации, нарабатывайте кейсы.
- Ответственный человек. Для учителя важны самоорганизованность и самодисциплина. Если в вакансии Вы видите, что заказчик просит прислать 3 Ваших лучших проекта, то присылайте именно 3, а не 5 или 10. Так Вас проверяют на ответственность и адекватность.
- Прошел обучение онлайн. Прежде, чем стать преподавателем в онлайн-школе, нужно самому пройти обучение на эту профессию, чтобы понимать структуру работы, формат дистанционного обучения, уметь составлять план занятия и т.д. Поэтому работодатель может спросить Вас о наличии сертификатов или дипломов.
- Уверенный пользователь ПК. В наше время это умение не является редким. Преподаватель должен владеть компьютером, причем, не требуется каких-то углубленных познаний, достаточно освоить азы компьютерной грамотности. Например, нужно уметь пользоваться электронной почной, мессенджерами, Skypе, Zoom и др.
- Имеет хорошую дикцию. Нужно понимать, что это не кастинг на должность диктора советского телевидения. Ваша речь должна быть разборчивой, членораздельной, без использования слов-паразитов. Согласитесь, что требования к этому навыку не такие уж жесткие.
- Имеет рабочее место. Что это значит? Прежде всего, у Вас должен быть хороший интернет, камера и микрофон. Ученики не должны слышать звуки домашних животных, детей, автомобильные гудки с улицы. В комнате, где Вы проводите занятие, должен быть нейтральный фон и хороший свет. Если работодатель заинтересуется именно Вашим резюме, он может оказать содействие по оборудованию рабочего места: купить микрофон, арендовать офис на время вебинара.
Суть проекта «Учитель для России»
Цель общественного проекта — обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из разных регионов России. Учителя, которые прошли обучение в рамках программы, работают в массовых региональных школах, которые испытывают недостаток в педагогах и не могут похвастаться высокими образовательными результатами. С помощью этого проекта организаторы и участники стремятся преодолеть проблему образовательного неравенства, которая особенно ощутима в России.
На сегодняшний день программа сотрудничает со школами шести регионов России: Калужской, Тамбовской, Воронежской, Новгородской, Нижегородской и Новосибирской областей.
То, где ребенок родился, — в городе или в маленьком селе, и какой социальный капитал у него есть — это во многом определяет сам шанс на развитие и самореализацию, — говорит сооснователь программы Алена Маркович. — От этого зависит вся дальнейшая жизнь. Часто только школа и учителя могут стать началом важных перемен.
Планка качества
Есть такой психологический феномен, как планка качества. Этот некий уровень качества у каждого свой, работая ниже которого, Вы получаете накапливающуюся неудовлетворённость, в последствии ведущую к серьёзным психологическим проблемам, таким как выгорание, апатия, потеря интереса к работе и профессии, неспособность к развитию.
Реальность такова, что для работы в вузе не требуется ни высокая квалификация, ни высокая же планка качества. Студенты ничего не знают и не умеют. Большинство ничего и не хотят. Даже простейшие вещи, давно известные Вам, для них будут на грани великого открытия.
Виной снижения качества также будут: недостаток времени и усталость.
Но я советую по возможности не снижать существенно качество своей работы, постоянно держите себя в тонусе, изучайте что-то новое и современное, делайте свои проекты. А на студентов не ориентируйтесь.
Три варианта легкого старта
Альтернативы есть, но их не так много.
1. Пойти работать в онлайн-школу
Проще всего стать учителем онлайн-школы, для этого нередко достаточно уровня Intermediate. Значительное преимущество подхода в том, что «новобранцу» предоставляют все необходимые методические материалы, а за ходом процесса следит куратор, который поддержит при нестандартных обстоятельствах. Недостатки очевидны: низкая оплата труда и отсутствие стимулов для профессионального развития — в ограниченном пространстве крылья не расправишь.
2. Создать свой онлайн-курс
На начальном этапе это не потребует больших вложений: для записи роликов достаточно иметь смартфон. Основные «ингредиенты» — организаторские способности, вера в успех, умение находить и объединять единомышленников (кто-то из них наверняка согласится взять на себя ведение соцсетей или создание блога). Стоит попробовать уже ради того, чтобы насладиться полнотой свободы и творчества.
3. Заниматься со знакомыми
Так начать проще, но есть и свои подводные камни: если в отношениях что-то пойдет не так, о небольшой плате за услугу никто не вспомнит, а вот обида останется надолго. Возможно, за ней последует и дурная слава: сарафанное радио работает без устали и ему доверяют многие.
Работа препода
«Владимир, вы что, пришли на работу пьяным?», «поставьте зачет, пожалуйста, я не могла прийти на него, потому что готовилась к родам», «на конференции по аксиологии будет водка, умоляю вас, закусывайте получше», — с какого-то момента эти и другие фразы вообще перестают удивлять
Кажется, что все так и должно быть: действительно, это же конференция по аксиологии, кто к нам пришел бы выступать, если бы не было бесплатного бухла? Профессиональные искажения преподавателя в каком-то смысле напоминают профессиональные искажения военного: и тем и другим жизненно важно вытравить у себя привычку удивляться
В моем случае тоже не обошлось без насилия над сознанием, но все было сравнительно мягко, как в софтпорно. Минимальная ставка, не слишком много ответственности, хорошие группы (как минимум, никаких среднеазиатов и африканцев). Но все равно иногда хотелось схватиться за голову и бежать – прямо в окно, спуститься по водосточной трубе и рвануть домой под ледяной душ. Вообще, само по себе преподавание – это легко и просто, тем более с нынешними студентами. Они умные, сообразительные, но вареные и ленивые, среди них мало откровенных хамов, зато в моду вошло пассивно-агрессивное поведение.
Когда я только начинал выступать перед аудиторией, был словно на стимуляторах: готовился по четыре часа к лекциям, придумывал небанальные примеры и финты. Почему бы не провести пару при свечах (так докладчики не смогут читать рефераты с листа и мы посмотрим, кто из них реально готовился!). Почему бы не провести занятия в парке? И прочее и прочее. Спустя два года мой день нередко выглядел так: 11 утра, как раз возвращаюсь с дружеской попойки, которая шла почти сутки – я не готовился, но ведь и они тоже, верно? Всем плевать, и я не самый последний в этом списке.
Болото, настоящее болото – кинь в него энтузиаста и завтра найдешь его труп, с ног до головы покрытый плесенью и мхами. Пустые глаза студентов не стоят того, чтобы их зажигать, помещения, выкрашенные в зеленый цвет и пахнущие затхлостью, не стоят того, чтобы в них возвращаться. С другой стороны философия и журналистика – это не науки и даже не дисциплины. Было бы достаточно пройти двухнедельные курсы, чтобы усвоить все, что разжевывают и кладут прямо в рот парализованным на пять лет студентам.
В первый раз меня отстранили от работы за то, что написал на доске слово «жопа» (кажется, пытался объяснить что-то из диалектики Гегеля). Во второй раз я дотянул лямку подписанного контракта и ушел. Мне жутко думать о том, что сейчас происходит с теми, кто остался.
Где учиться
Флагманский педагогический вуз — БГПУ имени Максима Танка. Также во многих белорусских университетах есть подходящие специальности: БГУ, МГЛУ, БрГУ имени А. С. Пушкина, ГГУ имени Франциска Скорины, ГрГУ имени Янки Купалы, МГПУ имени И. П. Шамякина. Весь перечень смотри в каталоге вузов Адукара. Некоторые колледжи готовят учителей физкультуры, начальных классов, рисования и музыки.
Кстати, обладатели золотых и серебряных медалей за среднюю школу и дипломов о среднем специальном образовании с отличием могут поступить на педагогические специальности без экзаменов. Их перечень Министерство образования обновляет каждый год.
Профессиональные обязанности преподавателя
Профессиональная нагрузка преподавателей вузов зависит от их специализации и определяется самостоятельно администрацией вуза. Однако недельная рабочая нагрузка не должна быть выше 36 часов. Если педагог занимается научной работой, профессиональная нагрузка может быть сокращена.
В обязанности педагога вуза входят:
-
проведение лабораторных и семинарских занятий;
-
помощь лектору при приеме зачетов, экзаменов, тестировании и пр. (подготовка вопросов, тестов);
-
написание исследовательских трудов;
-
участие в написании методичек, учебных пособий и пр.;
-
участие в мероприятиях, конференциях и т.д.
Основная деятельность преподавателя вуза направлена на обучение студентов профильному предмету. При этом главная задача современного педагога состоит в том, чтобы вызвать у учащихся желание к самообразованию и освоению новых знаний.
Источник фото bublikhaus/freepik