Фармаколог

Проблемы специалистов-фармакологов

Но в какой-то момент стало понятно, что люди в специальность идти отказываются, а те, кто пришел, начинают быстро осознавать свою ошибку и возвращаются к первоначальной специализации. С того времени и до сего дня, специальность «клиническая фармакология» стала восприниматься карьерным тупиком. Что, согласитесь, очень странно, учитывая объем знаний, который вложен в голову такого специалиста.

Почему это произошло? Потому что администраторы не знали что с таким специалистом, как врач – клинический фармаколог, делать. Этот врач ходил за вами, просил себе для работы кабинет, компьютер, литературу, Интернет и увеличение оплаты труда за то, что он в прямом смысле тащит на себе работу нескольких ставок, т.е. с точки зрения многих, – «особых условий». Открою вам секрет – это не особые условия, это рабочая необходимость.

К тому же, врачей – клинических фармакологов путали и до сих пор продолжают путать с фармацевтами, не понимая, что врач – он с лечебного факультета, а отправлять его «порошки смешивать» — это совсем не понимать сути его работы. В результате доктор, в лучшем случае, оказывался в какой-нибудь ординаторской или на приставном стульчике в аптеке, а чаще – вообще на лавочке в общем коридоре, и смотрели на него как на «неведому зверушку», и хорошо, если только смотрели…

Нередки были и остаются ситуации, когда сотрудники больничных аптек начинают считать такого доктора «ошибкой эволюции» и устраивают позиционные бои «кто на свете всех нужнее». В итоге человек, имеющий очень хорошее образование в области лекарственной терапии, который, по сути, лучше всех в больнице знает, как лечить лекарствами (простите за тавтологию), оказывается в совершенно непонятном статусе и без каких-либо средств производства.

Да, компьютер – это наше средство производства, с помощью которого проводится анализ, ищется новая информация, где стоят базы данных (как правило, купленные за свой счет) и т.д. Из личного опыта – у меня за почти 9 лет практики не было ни одного компьютера, предоставленного ЛПУ, как ни дико это звучит. Раньше просто не давали, а с некоторых пор мне и не надо – все свое ношу с собой.

Обязанности же на клинических фармакологов возлагались какие угодно, только не те, что были в приказах. За очень редким исключением, клинический фармаколог превращался в человека, перекладывающего бумажки, завязшего в заявке по ДЛО и еще кучей не свойственных ему функций, очень далеких от настоящей клинической работы.

Кроме того, любое повышение квалификации – исключительно за свой счет, который, как вы уже поняли, очень маленький, если не поддерживает семья. Но и семьи в один прекрасный момент от этого отказываются, ибо доктор становится слишком похож на наркомана – потребляет и тащит все больше и больше, а назад не возвращается ничего, кроме вымотанного существа с бессмысленным взглядом.

И такое положение вещей у очень и очень многих, что неминуемо привело к оттоку специалистов из лечебных учреждений и породило кадровый голод.

К 2011 году всем клиническим фармакологам нашей страны был сделан «подарок» в виде Приказа Минздравсоцразвития России № 1022 от 22.11.2010 г. «Порядок оказания помощи населению по специальности «клиническая фармакология», который, по признаниям многих экспертов, поставил большой и жирный крест на нашей специальности.

Но не будем больше о грустном… Мы же собрались поговорить о том, как попытаться эффективно решить проблему лекарственного обеспечения.

Профильная переподготовка

Провизору не нужно новое образование для смены профиля работы, поскольку после окончания медицинского вуза по направлению «Фармация» выпускникам доступна ординатура. Это постдипломная специализация, позволяющая освоить более узкую профессию. Учиться требуется будет не больше 2 лет, поэтому такой вариант переподготовки многие считают предпочтительным.

Варианты специализации в ординатуре после вуза:

  • Управление и экономика фармации. Эта специализация позволяет занимать должность заведующего аптекой и организовывать работу фармацевтов.
  • Фармацевтическая технология. После окончания этой ординатуры люди изготавливают лекарственные формы в аптеках и участвуют в производстве медикаментов на профильных предприятиях.
  • Фармацевтический анализ. Работающие в этой области люди отвечают за контроль качества производства медикаментов и лекарственных средств в аптеках. Также такие работники требуются в исследовательских фармакологических центрах.

Если нет желания сразу приступать к работе, можно поступить в аспирантуру и стать научным сотрудником. Выпускники выбирают интересующий их профиль и сдают экзамены. Иногда отмечается высокий проходной балл из-за небольшого набора в аспирантуру, поэтому следует хорошо подготовиться. Аспирантура проходит в вузе и во многом напоминает предыдущие годы учебы.

Используемые источники

  1. Данилов А.И., Алексеева И.В., Аснер Т.В. и др. Этиология инфекционного эндокардита в России. Клиническая микробиология и антимикробная терапия 2015;17(1):4-10. .
  2. Данилов А.И., Козлов Р.С., Козлов С.Н., Дехнич А.В. Практика ведения пациентов с инфекционным эндокардитом в Российской Федерации. Антибиотики и химиотерапия 2017;62(1-2):7-11. .
  3. Данилов А.И., Козлов С.Н., Евсеев А.В. Обновленные рекомендации Евро пей ского общества кардиологов по ведению пациентов с инфекционным эндокардитом. Вестник Смоленской государственной медицинской академии 2017;16(1):63-9. .
  4. Ватутин Н.Т., Тарадин Г.Г., Чаус Е.А., Смирнова А.С. Инфекционный эндо кардит у пожилых: от этиологических особенностей до лечения и профилактики. Российский кардиологический журнал 2016;1(129):80-9. .
  5. Белов Б.С., Тарасова Г.М. Инфекционный эндокардит: современные подходы к антибактериальной терапии. Антибиотики и химиотерапия 2016;61(56):43-52. .
  6. Пономарева Е.Ю. Инфекционный эндокардит: объективные трудности для клинициста. Архив внутренней медицины 2013;6:59-64. .
  7. Cresti A, Chiavarelli M, Scalese M, et. al. Epidemiological and mortality trends in infective endocarditis, a 17-year population-based prospective study. Cardiovasc Diagn Ther 2017;7(1):27-35.
  8. Habib G, Lancellotti P, Antunes MJ, et. al. 2015 ESC Guidelines for the management of infective endocarditis: The Task Force for the Management of Infective Endocarditis of the European Society of Cardiology (ESC). Endorsed by: European Association for Cardio-Thoracic Surgery (EACTS), the European Association of Nuclear Medicine (EANM). Europ Heart J 2015;36(44):3075-128.
  9. Menu E, Gouriet F, Casalta JP, et. al. Evaluation of empirical treatment for blood culture-negative endocarditis. J Antimicrob Chemother 2017;72(1):290-8.
  10. Chirillo F, Scotton P, Rocco F, et. al. Management strategies and outcome for prosthetic valve endocarditis. Amer J Cardiol 2013;112(8):1177-81.
  11. Pericas JM, Cervera C, del Rio A, et. al. Changes in the treatment of Enterococcus faecalis infective endocarditis in Spain in the last 15 years: from ampicillin plus gentamicin to ampicillin plus ceftriaxone. Clin Microbiol Infect 2014;20:1075-83.
  12. Fernandez-Hidalgo N, Almirante B, Gavalda J, et. al. Ampicillin plus ceftriaxone is as effective as ampicillin plus gentamicin for treating Enterococcus faecalis infective endocarditis. Clin Infect Dis 2013;56:1261-8.
  13. Monteiro CA, Cobbs CG. Outpatients management of infective endocarditis. Curr Infect Dis Rep 2001;3(4):319-27.
  14. Seaton RA, Gonzalez-Ramallo VJ, Prisco V, et. al. Daptomycin for outpatient parenteral antibiotic therapy: a European registry. Intern J Antimicrob Agents 2013;41(5):468-72.
  15. Partridge DG, O’Brien E, Chapman AL, et. al. Outpatient parenteral antibiotic therapy for infective endocarditis: a review of 4 years’ experience at a UK centre. Postgrad Med J 2012;88(1041):377-81.
  16. Chambers J, Sandoe J, Ray S, et. al. The infective endocarditis team: recommendations from an international working group. Heart 2014;100(7):524-7.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Врач-клинический фармаколог (далее – “Работник”) относится к специалистам.

1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в “_______________________________________ ” (далее – “Работодатель”).

1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.4. Работник подчиняется непосредственно _________________________________________ .

1.5. Работник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы по избранной специальности; современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных; основы медико-социальной экспертизы; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности;

____________________________________________________________ .

1.6. Работник должен соответствовать квалификационным требованиям к специальности “Клиническая фармакология”, установленным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н “Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”:

– Высшее образование – специалитет по одной из специальностей: “Лечебное дело”, “Педиатрия”;

– Подготовка в ординатуре по специальности “Клиническая фармакология” или профессиональная переподготовка по специальности “Клиническая фармакология” при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: “Общая врачебная практика (семейная медицина)”, “Педиатрия”, “Терапия”;

– Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Рынок лекарственных препаратов

Первая и основная причина состоит в том, что ни один бюджет ни одного лечебного учреждения ни одной страны мира не выдержит бремени всех уже имеющихся и вновь выводимых на рынок лекарственных препаратов. Это физически невозможно.

На лекциях и конференциях докторам постоянно рассказывают о чем-нибудь новеньком, причем это делается так, что врач неожиданно осознает, что все, что он использовал «до», – седая древность, а то, о чем ему рассказали сейчас, – самый «препаратистый» препарат в мире, и он решит, и немедленно, все проблемы. При этом, не понимая, что все происходящее – не более чем маркетинг, а разница между новым и старым настолько ничтожна, что ею можно пренебречь.

Особенности профессии

Фармакологи в течение 5 лет обучаются в вузе, а потом проходят ординатуру. После окончания вуза они становятся врачами, работая в медицинском учреждении. В обязанности специалиста входит корректировка медикаментозной терапии, выбор лекарственных препаратов в сложных случаях (аллергия или побочные реакции на компоненты медикаментов у пациента, поиск аналогов). Рассмотрим другую работу, которую ежедневно выполняет фармаколог:

  • участие в научной деятельности, фиксирование хода исследований и результатов;
  • осуществление контроля фармакотерапии в отделениях медицинского учреждения;
  • ведение пациентов, у которых выявлены аллергические реакции, непереносимость, сложные побочные реакции в результате проводимого лечения;
  • разработка рекомендаций по совместимости, дозировкам, побочным эффектам лекарственных препаратов;
  • составление инструкций к препаратам, проведение дополнительных клинических исследований;
  • участие, фиксирование результатов клинической апробации различных препаратов;
  • консультирует, обеспечивает информационную поддержку для врачей и пациентов, работая с зарегистрированными лекарственными средствами;
  • работа с документами, проведение лекций, посещение конференций.

Этот специалист приступает к процессу лечения после того, как врач собрал анамнез, выполнил диагностику и постановку диагноза. Фармаколог выдает заключения, подбирает дозировки, изменяет схему лечения для пациентов, которые готовятся к операции или перенесли ее, страдают от сложных хронических заболеваний, проходят реабилитацию. Он хорошо разбирается в медицине, но еще лучше – в химии, биологии, клинический фармаколог имеет право ставить диагноз, руководить медсестрами.

Фармаколог и фармацевт: в чем разница?

Значительно большую известность имеет другая медицинская специальность, которая предполагает также активное взаимодействие с лекарственными препаратами – это фармацевт. Однако не стоит их путать.

Так, фармаколог работает именно с пациентами, отслеживая их состояние, реакции на лекарственные препараты. Фармацевт же преимущественно занимается продажей лекарств, периодически оказывая консультации посетителям аптеки и не имеет права назначать препараты, или лечение.

И, конечно же, самым главным отличием является то, что фармаколог – это врач, а фармацевт – это медицинский специалист.

Приобретаемые навыки и умения

После прохождения ординатуры врач должен уметь:

  • собирать жалобы и анамнез заболевания;
  • проводить обследование, выявить общие и специфические признаки болезней;
  • оценивать тяжесть состояния больного;
  • оценивать результаты полученных инструментальных и лабораторных методов обследования;
  • обосновывать выбранную тактику лечебных мероприятий в соответствии с особенностями клинической фармакологии при индивидуальном течении заболевания у конкретного больного;
  • оценивать фармакокинетические параметры;
  • составлять лекарственный формуляр;
  • выбирать рациональные методы вторичной профилактики для улучшения прогноза течения болезни.

Что касается навыков, то врач по специальности 31.08.37 «клиническая фармакология» должен обладать такими же умениями, что и любой другой специалист, а именно:

  • методами обследования внутренних органов, оценки функционального состояния органов и систем;
  • методами первичной помощи при неотложных состояниях;
  • методами купирования болевого синдрома;
  • основными методами лечения болезней внутренних органов;
  • методами оценки взаимодействия лекарственных средств;
  • методиками интенсивной терапии и реанимации при ДТП, массовых поражениях населения и катастрофах.

Будущая профессия

Основными задачами специалиста по клинической фармакологии являются:

  • назначение специфических препаратов с узкими терапевтическими возможностями;
  • консультации пациентов, у которых заподозрены осложнения фармакотерапии;
  • помощь другим специалистам в назначении лекарств в сложных случаях.

Тут же следует отметить, что специалист-фармаколог не является фармацевтом и в его работу не входит выписывать лекарства. Это такой же доктор, как терапевт или кардиолог и в его прямые обязанности входит помощь специалистам с назначением корректной лекарственной терапии.

Почему это нужно? Нередко один пациент имеет несколько заболеваний, причем из разных областей медицины. Эндокринолог назначает свою терапию, а, допустим, ревматолог свою, в результате чего у пациента оказывается список из 5 и более препаратов. Эти препараты, несомненно, взаимодействуют между собой, причем как усиливая положительное действие, так и увеличивая риск развития побочных эффектов.

Каждый врач знает, как назначать лекарства для лечения профильных заболеваний. Однако часто ли они задумываются о том, что назначенная терапия взаимодействует с другими медикаментами, принимаемыми пациентом. И тут начинаются проблемы в виде побочных эффектов, непереносимости препаратов или снижении их эффективности. А клинический фармаколог знает обо всех препаратах и в сообществе с профильными специалистами может правильно скорректировать терапию.

О ВВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»

(в ред. Приказа Минздрава РФ )

Вопросы рационального использования лекарственных средств и обеспечения целесообразности их закупок являются весьма актуальными для практического здравоохранения России.

Полипрагмазия, назначение плохо взаимодействующих лекарств, недостаточная информация врачей о более эффективных средствах, слабый внутриведомственный контроль, отсутствие связующего звена между лечащим врачом и провизором значительно снижают эффективность фармакотерапии.

Опыт зарубежных стран и отдельных лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации продемонстрировал целесообразность введения новой врачебной специальности и должности — «врач — клинический фармаколог». Введение в практическом здравоохранении специалистов, занимающихся клинической фармакологией, позволило улучшить проведение индивидуальной фармакотерапии, способствовало профилактике, своевременному выявлению и лечению побочных действий лекарств, обеспечило более целесообразное составление заявок на лекарственные препараты и осуществление контроля за правильностью их использования.

В связи с вышеизложенным приказываю:

1. Начальнику Управления кадров Торопцеву А.И. внести дополнение номенклатуры врачебных специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (Приложение 1).

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, директорам научно-исследовательских институтов и центров, главным врачам лечебно-профилактических учреждений федерального подчинения, ректорам медицинских ВУЗов и институтов усовершенствования врачей:

2.1. Разрешить введение должностей врачей — клинических фармакологов, руководствуясь утвержденными документами (Приложения 2, 3);

2.2. Рекомендовать установление штатной численности врачей — клинических фармакологов из расчета 1 должность на 150 коек в стационаре и 1 должность на 500 посещений в смену в поликлинике.

3. Управлению учебных учреждений:

3.1. Совместно с кафедрами клинической фармакологии в срок до 01.09.97 разработать унифицированную программу последипломной подготовки врачей — клинических фармакологов;

3.2. Совместно с центральной аттестационной комиссией в срок до 01.02.98 разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации врачей — клинических фармакологов на присвоение квалификационных категорий в соответствии с Положением «Об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации».

4. Управлению организации медицинской помощи населению:

4.1. В срок до 01.07.97 разработать Инструктивно-методические указания по аттестации на присвоение квалификационной категории по специальности «клиническая фармакология»;

4.2. Оказать органам управления и лечебно-профилактическим учреждениям организационно-методическую помощь по внедрению в практику специальности и должности «врач — клинический фармаколог»;

4.3. Обобщить опыт работы врачей — клинических фармакологов в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации и к 01.01.99 внести предложения по ее совершенствованию.

5. Отделу медицинской статистики и информатики внести необходимые дополнения в формы отчетов учреждений здравоохранения, в связи с внедрением специальности «клиническая фармакология».

6. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Стародубова В.И.

Министр здравоохранения Российской Федерации Т.Б.ДМИТРИЕВА

Приложение 1 к Приказу Минздрава России от 5 мая 1997 г. N 131

Недостатки профессии фармаколог

К сожалению, при высшем уровне квалификации и важности профессии, материальный стимул в работе не слишком высок. Средняя зарплата фармаколога едва превышает отметку 75 000 рублей, а в регионах ее уровень начинается с 25 000 рублей

Но даже эти цифры слишком оптимистичны для начинающего специалиста: в реальности можно рассчитывать на 15-45 тысяч, в зависимости от региона и формы собственности предприятия. По сравнению с коллегами, работающими в фармацевтической промышленности и сети частных аптек, фармакологи заметно отстают. Так что фармакология – профессия для энтузиастов и людей, влюбленных в науку.

Второй существенный недостаток: практическая работа связана с постоянным контактом с веществами, которые могут вызывать аллергические реакции у специалиста, и это необходимо учитывать при выборе профессии.

Клинический фармаколог кто это. Клиническая фармакология

Клини́ческая фармаколо́гия изучает воздействие лекарственных средств на организм человека . Развитие клинической фармакологии началось с 60-х годов, когда во многих странах резко повысились требования к испытанию новых фармакологических средств. Появилась необходимость разработки принципов и методов всестороннего изучения действия фармакологических препаратов в клинических условиях.

Клиническая фармакология тесно связана с другими областями медицины и биологии . Так, раскрытие этиологии и патогенеза многих заболеваний позволяет не только создать необходимый лекарственный препарат , но и разработать рациональные методы его применения. Благодаря успехам аналитической химии и разработке высокочувствительной аппаратуры стало возможным определение в тканях и жидкостях организма ничтожно малых концентраций лекарственных веществ, исследование их биотрансформации и выведения из организма.

В разных странах положение клинической фармакологии как науки неодинаково. В некоторых из них она выделена в отдельную дисциплину, а в системе здравоохранения работают специально подготовленные клинические фармакологи. В других — клиническая фармакология как наука не существует. Однако в настоящее время стало очевидно, что каждый врач независимо от специализации должен хорошо знать основы клинической фармакологии.

Основными разделами клинической фармакологии являются фармакодинамика и фармакокинетика . Предмет фармакодинамики — изучение совокупности эффектов лекарственного вещества и механизмов его действия, а предмет фармакокинетики — изучение путей поступления, распределения, биотрансформации и выведения лекарственных средств из организма больного. Кроме того, клинические фармакологи изучают побочные реакции, особенности действия лекарственных веществ в различных условиях (пожилой возраст, беременность и т. п.), взаимодействие препаратов при их совместном применении, влияние пищи на фармакокинетику лекарственных средств и др. Относительно новый раздел клинической фармакологии — фармакогенетика , предметом которой является определение генетических основ реакций организма на лекарственные вещества.

Наибольший вклад в развитие отечественной клинической фармакологии внесли: Б.Е. Вотчал, К.М. Лакин, В.Г. Кукес, Л.И. Ольбинская, Ю.Б. Белоусов, В.И. Петров, В.К. Лепахин.

Немаловажно участие клинических фармакологов в работе экспертных органов, ответственных за испытание и применение лекарственных средств. В конечном итоге эффективность и безопасность фармакотерапии зависят от умения врача правильно оценить все эти факторы, которое должно основываться на глубоких знаниях как клинической медицины, так и экспериментальной фармакологии. В конечном итоге эффективность и безопасность фармакотерапии зависят от умения врача правильно оценить все эти факторы, которое должно основываться на глубоких знаниях как клинической медицины, так и экспериментальной фармакологии

В конечном итоге эффективность и безопасность фармакотерапии зависят от умения врача правильно оценить все эти факторы, которое должно основываться на глубоких знаниях как клинической медицины, так и экспериментальной фармакологии.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ — КЛИНИЧЕСКОМ ФАРМАКОЛОГЕ

Общие положения

1. Врач — клинический фармаколог — специалист с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело» и «педиатрия», прошедшей последипломную подготовку (интернатуру, ординатуру) или дополнительную подготовку (повышение квалификации, специализацию) по клинической фармакологии, имеющей теоретические знания и практические навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

2. Первичная специализация по клинической фармакологии проводится на кафедрах ФУВ высших учебных заведений или на кафедрах клинической фармакологии и фармакотерапии учреждений последипломного образования. Практический и теоретический уровень врач — клинический фармаколог повышает через каждые 5 лет на соответствующих кафедрах.

3. Назначение и увольнение врача — клинического фармаколога проводится руководителем учреждения в установленном порядке.

4. В своей работе врач — клинический фармаколог руководствуется положением о лечебно-профилактическом учреждении, о кабинете или отделении по клинической фармакологии, должностными инструкциями, приказами, настоящим Положением и другими действующими нормативными документами.

5. Врач — клинический фармаколог, при отсутствии самостоятельного отделения клинической фармакологии, подчиняется заместителю главного врача по медицинской части.

Обязанности врача — клинического фармаколога

7. Основные обязанности врача — клинического фармаколога:

— контролировать проведение фармакотерапии в отделениях лечебно-профилактического учреждения;

— обеспечивать своевременный сбор информации по выявлению побочных действий лекарственных препаратов;

— участвовать в курации больных, у которых диагносцированы побочные проявления лекарственных препаратов или отмечается резистентность к проводимой фармакотерапии;

— контролировать соблюдение правил парентерального введения лекарственных средств, своевременный учет и хранение, особенно препаратов списка А и Б.

— организовывать разборы сложных случаев и ошибок по применению лекарственных препаратов, режима дозирования, взаимодействия и их побочного действия;

— участвовать в разработке лекарственного формуляра лечебно-профилактического учреждения, контролировать его соблюдение;

— участвовать в реализации программ (в соответствии с требованиями GCP) клинической апробации лекарственных препаратов, осуществлять контроль за ее проведением и проводить оценку полученных результатов; консультировать врачей, проводящих клинические исследования;

— осуществлять информационное обеспечение по зарегистрированным в России лекарственным средствам;

— организовывать практические конференции по вопросам применения, побочного действия и взаимодействия лекарственных средств.

Права врача — клинического фармаколога

8. Врач — клинический фармаколог имеет право:

— вносить предложения администрации по вопросам улучшения деятельности подразделения, организации и условий труда;

— участвовать в совещаниях, конференциях по вопросам, связанным с фармакотерапией и лекарственным обеспечением.

Ответственность врача — клинического фармаколога

Врач — клинический фармаколог несет в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными документами юридическую и дисциплинарную ответственность за организационную, клиническую деятельность и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.ВЯЛКОВ

Приложение 3 к Приказу Минздрава России от 5 мая 1997 г. N 131

Формат обучения

Дистанционный образовательный курс по специальности «Клиническая фармакология», состоящий из 600 академических часов, разделен на 10 специализированных дисципин. По желанию слушателя изучение курса может длится 3 или 6 месяцев. 

Учебные модули имеют высокий уровень адаптации и рассчитаны на освоение специалистами разных категорий. Основные учебные материалы, которые слушатели изучают самостоятельно, сосредоточены в личном кабинете, предоставляемом Академией.

Онлайн лекции, вебинары и практические занятия ведут преподаватели-практики. Во время трансляций слушатели могут задавать вопросы, делится опытом и обсуждать изученное.

Контроль изученного материала ведется посредством тестов, экзаменов и зачетов. Заканчивается курс итоговым междисциплинарным экзаменом по результатам которого выдается Диплом о профессиональной переподготовке, зарегистрированный в базе ФИС ФРДО. 

Где можно получить профессию фармаколога?

В профессию приходят только с высшим образованием, выбрав одно из профильных направлений в медицинском университете или фармацевтической академии. В качестве базовой подготовки будущему специалисту нужно иметь отличные знания по биологии и химии, желательно получить углубленную подготовку для успешной сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов – конкурс в высшие медицинские образовательные учреждения традиционно высок, а требования к абитуриентам бескомпромиссны.

Лучшими ВУЗами в России для получения специальности считаются:

  • РУДН;
  • Государственный педиатрический медицинский университет, г. Санкт-Петербург;
  • Ростовский государственный медицинский университет;
  • Санкт-Петербургский медицинский госуниверситет им. И.П. Павлова;
  • Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия;
  • Пятигорская государственная фармацевтическая академия;
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет;
  • Белгородский государственный НИУ;
  • МГУ (факультет фундаментальной медицины);
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

После окончания ВУЗа фармакологи продолжают обучение в ординатуре, на протяжении 2 лет, в одном из перечисленных заведений, а в течение всей профессиональной деятельности повышают квалификацию: через 2 года, затем через 5 и 7 лет. После прохождения профильных курсов им присваивается соответствующая квалификация. Среди лучших заведений для повышения квалификации можно выделить Медицинский университет инноваций и развития.

Источники изображений: simptomyinfo.ru, mos.ru, foodandhealth.ru, old.sk.ru

Дальневосточный федеральный университет

Владивосток

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 210 000,00 ₽

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Екатеринбург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 191 800,00 ₽

Сибирский государственный медицинский университет

Томск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 186 740,00 ₽

Ярославская государственная медицинская академия Минздрава России

Ярославль

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 163 620,00 ₽

Владивостокский государственный медицинский университет

Владивосток

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 000,00 ₽

Воронежский государственный университет

Воронеж

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 155 640,00 ₽

Северо-Кавказский федеральный университет

Ставрополь

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 148 600,00 ₽

Марийский государственный университет

Йошкар-Ола

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 147 700,00 ₽

Смоленская государственная медицинская академия Минздрава России

Смоленск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 135 000,00 ₽

Псковский государственный университет

Псков

Био фармаколог профессия. Биофармакология

Биофармакология — раздел фармакологии , который изучает физиологические эффекты, производимые веществами биологического и биотехнологического происхождения.

Существовало три причины для выделения такой группы соединений в специальный раздел фармакологии:

  • Ошибочно смешивать понятие биофармакологии с близким по звучанию традиционным разделом академической фармакологии — биофармацией . Последняя является областью исследования, более родственной фармакокинетике , и не имеет непосредственного отношения к лекарственным средствам биологического и биотехнологического происхождения.

Крупной вехой в истории биофармакологии стоит 1923 г., когда сотрудники университета Торонто ( Канада ), такие как Фредерик Бантинг (Frederick Banting) и Дж. Дж. Р. Маклеод (J. J. R. Macleod) получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за практическое получение инсулина . Важным этапом дальнейшего развития биофармакологических знаний явились успехи в промышленном получении пенициллина . Непосредственное влияние на возникновение этой науки оказали:

Фактически, биофармакология — это плод конвергенции двух традиционных наук — биотехнологии , а именно, той её ветви, которую именуют «красной», медицинской биотехнологией, и фармакологии , ранее интересовавшейся лишь низкомолекулярными химическими веществами, в результате взаимного интереса.

Объектом биофармакологических исследований является изучение биофармацевтических препаратов , планирование их получения, организация производства. Биофармакологические лечебные средства и средства для профилактики заболеваний получают с использованием живых биологических систем, тканей организмов и их производных, с использованием средств биотехнологии , то есть лекарственные вещества биологического и биотехнологического происхождения.

Известные в настоящее время биофармакологические вещества являются исходными для получения биофармацевтических препаратов — лекарственных средств в составе семи из четырнадцати разделов Анатомо-терапевтическо-химической классификации , в том числе для лечения гематологических, эндокринных, онкологических заболеваний, заболеваний мочеполовой, костно-мышечной систем, и противомикробных препаратов. Среди них факторы крови, тромболитические агенты, гормоны, гемопоэтические факторы роста, интерфероны , интерлейкины , вакцины, моноклональные антитела , факторы некроза опухоли, терапевтические ферменты .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector